Журнал «Балет» №1 (232) 2022
Летние Балетные Сезоны:
испытание временем
Летним Балетным Сезонам РАМТа — двадцать лет. Солидный срок для любого творческого форума. Сколько фестивалей, задуманных с большими претензиями, успело кануть в лету! А балетное лето в РАМТе продолжает собирать аншлаги. У него сложилась своя постоянная аудитория, и, благодаря доступным ценам, аудитория эта достаточно широка.
Каждый день в течение двух месяцев старинное здание молодежного театра на Театральной площади заполняют и искушенные балетоманы, и те, кто только открывает для себя волшебный мир балета. А сколько восторженных детских глаз можно увидеть в зале! Думается, идейный вдохновитель и организатор проекта, Алла Маратовна Немодрук, даже не предполагала такого успеха.
Все начиналось довольно скромно: чтобы не оставлять московского зрителя и гостей столицы без балета в период межсезонья, было решено давать несколько спектаклей антрепризных трупп. Но этого показалось мало. Благодаря организаторскому таланту Аллы Маратовны проект стал стремительно развиваться. Она решила приглашать на Сезоны крупнейшие балетные труппы страны.

Первым в Москву приехал Марийский театр оперы и балета имени Э. Сапаева, затем были Воронежский и Самарский академические театры оперы и балета. Все они привозили лучшие спектакли.
Летние Сезоны превратились в смотр балетных театров России, где можно было увидеть их репертуар в наиболее полном виде. Ни один фестиваль искусств не дает такой уникальной возможности. Более того, Алла Немодрук вывела свой форум на международный уровень, и столичный зритель смог познакомиться с творчеством солистов парижской Гранд Опера и Миланского балета.
В 2020 году Сезоны должны были отпраздновать двадцатилетний юбилей, но все усилия по его подготовке свел к нулю локдаун. Не стало и самой Аллы Маратовны Немодрук. Казалось, ее любимое детище — Летние Балетные Сезоны подошли к финальной черте... Какова же была радость любителей балета, когда в июне 2021 года они увидели на фасаде РАМТ афишу очередных Летних Балетных Сезонов — двадцатых по счету!

Не все сложилось, как хотелось: не приехал заявленный театр оперы и балета им. Э. Сапаева из Йошкар-Олы, а на его спектакли уже были распроданы билеты. Казалось бы, тупиковая ситуация. Но участникам фестиваля не занимать творческой энергии! Они просто поделили репертуар Марийского театра, а балет "Бахчисарайский фонтан" артисты Русского Классического Театра под руководством В. Грищенко выучили буквально за неделю!

«Я выучил роль Гирея за пять дней, — признается приглашенный солист театра Сергей Скворцов. —Перечитал поэму Пушкина, посмотрел фильм-балет, где роль хана скорее играет, чем Танцует Петр Гусев. Мы сделали эту партию более танцевальной, придали ей больше динамики. Я впервые исполнял характерную роль восточного владыки, и мне было очень интересно».
Спектакль собрал хорошую прессу, а Гирей в исполнении Сергея Скворцова стал смысловым центром хореографического повествования.

Спектаклем-символом Сезонов, безусловно, является «Лебединое озеро». По традиции, ежегодно оно открывает и закрывает фестиваль, его показывают все театры-участники. За один сезон можно увидеть до четырех разных версий, но безусловным лидером является старая московская в редакции Асафа Мессерера, ставшая эталонной для большинства театров страны.
Миссией Балетных Сезонов РАМТ является пропаганда русского балетного наследия, и, естественно, репертуар состоит из балетов, составляющих это наследие, — всего десять спектаклей. Каждый год на фестивале можно увидеть разные версии «Спящей красавицы», «Щелкунчика», «Жизели», «Баядерки». Эпоха советского драмбалета представлена, как правило, «Золушкой» и «Ромео и Джульеттой». И здесь сотворцом сценического чуда становится оркестр Летних Сезонов.
Опыт дирижера-симфониста позволяет Ярославу Ткаленко, главному дирижеру Томского Академического симфонического оркестра, показать всю мощь и красоту гениальной музыки Сергея Прокофьева. Организаторы фестиваля убеждены, что только «живое музыкальное сопровождение в состоянии раскрыть все нюансы классического балета -от мельчайших акцентов хореографического рисунка до общей драматургии театральной постановки». Для этого в 2002 году был создан оркестр Летних Балетных Сезонов. Живой звук оркестра создает особую атмосферу спектакля, вдохновляет исполнителей.

А ведь именно от исполнителей в первую очередь зависит успех спектакля. Фестиваль дает возможность показать себя танцовщикам самых разных трупп, все они танцуют здесь в качестве приглашенных солистов. Охотно участвуют в Сезонах солисты Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В нынешнем юбилейном году зрители наслаждались искусством академичного Сергея Мануйлова и мужественного, темпераментного Юрия Выборнова.

В партиях Маши и Золушки блеснула отточенной техникой молодая солистка «Кремлевского балета» Александра Криса, не так давно ставшая лауреатом Всероссийского конкурса артистов балета. Как всегда, отличалась чистым уверенным танцем академичная Надежда Иванова. Вот уже несколько лет она является постоянной примой балетного лета в РАМТе — единственно, удостоенной звания «Лучшей балерины Сезонов 2013 года». Прекрасным партнером для обеих балерин стал премьер труппы «Moscow state ballet» Сергей Скворцов.
Актерски темпераментный танцовщик, всегда разный в разных партиях, умело выстраивал диалог с партнершей, вызывая ответные чувства. Балерины, иногда излишне сосредоточенные на технике, буквально оживали в дуэтах, охотно перевоплощаясь в своих героинь. Сергей Скворцов не первый год участвует в Сезонах и стал настоящим любимцем публики: на спектакли с его участием всегда спрашивают лишний билет. Его мастерство и по-настоящему премьерский танец отмечают и профессионалы.
Но не только ведущие танцовщики вызывали крики «Браво!» по ходу спектаклей. Характерные солисты буквально зажигали зал своим искрометным талантом, доказывая на практике, что нет маленьких ролей. И здесь хотелось бы отметить темпераментного Георгия Мигунова из труппы «Национальный классический балет» Анны Нехлюдовой. Благодаря выразительной игре и истовому танцу его факир Магедавея стал одним из главных действующих лиц «Баядерки», соратником воина Солора.

Спектакли «Русского классического балета» под управлением В. Грищенко украсил обаятельный Александр Филимонцев. Зрители полюбили проказника Шута в «Лебедином озере» и комичного Министра танца из «Золушки». При том, что техника танцовщика была весьма серьезной: будь то ураганные вращения или бисерные заноски, — все было исполнено одинаково уверенно и легко.

Настоящий актерский дуэт сложился у Филимонцева — Министра танцев с Мачехой — Павлом Свиридовым в «Золушке». Павел — настоящий артист, умеющий любого своего персонажа поставить в центр повествования. Его Мачеха, сыгранная с беспредельным юмором и хорошим актерским вкусом, стала самой заметной женской партией в прокофьевском балете. То же можно сказать и о фее Карабос, ставшей, благодаря Свиридову, главной движущей силой всего происходящего на сцене.

За прошедшие двадцать лет фестиваль открыл зрителю много новых имен. Если изначально это были исключительно отечественные театры и исполнители, то впоследствии к ним присоединились иностранцы. Желая сделать Летние Сезоны РАМТ международным форумом, Алла Немодрук стала приглашать к участию в спектаклях солистов из парижской Гранд Опера и целые коллективы, как например итальянские Compagnia Nazionale и Balletto di Milano.

Расширились и творческие задачи: с 2009 года на фестивале появился современный танец. Именно тогда театр под руководством Анны Алексидзе и Анатолия Емельянова показал на сцене РАМТ балеты «Кармен» и «День уходит с земли». Следующий год подарил поклонникам танца модерн встречу с труппой «Киев модерн балет». Никогда еще столичный зритель не имел столь полной возможности познакомиться с творчеством известного хореографа Раду Поклитару. Его балеты — всегда декларация новых форм и новых идей в балетном искусстве — вызвали большой интерес столичной публики.

Как бы ответом на спектакли киевской труппы стал балет «Мастер и Маргарита» известного эстонского хореографа май Мурдмаа, представленный Марийским театром оперы и балета в 2015 году на сцене РАМТ. Менее радикальные по форме, но не менее современные по сути творения Май стали своего рода классикой модерна, не теряющей актуальности и по сей день.

У организаторов Летних Балетных Сезонов большие планы на будущее. За двадцать лет фестиваль — дело жизни Аллы Немодрук — превратился в крупный балетный форум и прочно вошел в культурную жизнь Москвы. Каждое лето публика ждет открытия очередного праздника хореографии на сцене РАМТ. «Люди знают, что мы делаем хорошее дело», — сказала когда-то Алла Маратовна о Летних Сезонах. Время доказало ее правоту.

Анна Ельцова