Балеты русских сезонов
Шахерезада
Шопениана
Половецкие пляски
Н. А. Римский-Корсаков, Ф. Шопен, А. П. Бородин
Балеты русских сезонов

Шахерезада
Шопениана
Половецкие пляски

Н. А. Римский-Корсаков, Ф. Шопен, А. П. Бородин
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет шедевры всемирно известного балетмейстера Михаила Фокина: балеты «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски», впервые показанные миру сто лет назад на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а в 21 веке восстановленные хореографом Андрисом Лиепой.

«Мы взялись за эту постановку не для того, чтобы стать лучше Михаила Фокина, а чтобы быть в тенденциях его новаторства. Фокин, помимо его безусловной гениальности как хореографа классического танца, был новатором в постоянном поиске новых форм взаимодействия разных сценических жанров. Я счастлив представить вам новое воплощение моей двадцатилетней мечты и работы. Нет ни одного дня, чтобы я не думал о „Русских сезонах“, их создателях и участниках», — говорит Андрис Лиепа.

Художниками, воссоздавшими для этого проекта костюмы и декорации, стали Анна и Анатолий Нежные: «Для нас это знаковая работа, — говорит Анна Нежная. — Но было бы неправильно говорить, что это только восстановление — несмотря на обилие эскизов, материалы по декорациям и костюмам к балетам Михаила Фокина сохранились далеко не полностью. Для нас это скорее актерская работа и реконструкция не старинных спектаклей, а идей легендарных художников, которые, как все новаторы, опередили свое время».
«Шахерезада»
Н.А. Римский-Корсаков
Балет на музыку симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада» на сюжет одной из сказок «Тысячи и одной ночи» — «О царе Шахрияре и его брате» — Михаил Фокин поставил в 1910 году в антрепризе Сергея Дягилева с Идой Рубинштейн и Вацлавым Нижинским в главных партиях.

Балет, повествующий о том, как царица Шехерезада спасла от смерти молодых жен Шахрияра, рассказывая ему свои сказки, вошел в историю мирового танца как абсолютно революционный хореографический текст, пропитанный страстью и эмоциями насколько это было возможно в пространстве театра начала ХХ века.

Хореография — Михаил Фокин
Возобновление — Народный артист России Андрис Лиепа
Художники-постановщики — Анатолий Нежный и Анна Нежная по эскизам Леона Бакста
«Шопениана»
Ф. Шопен
«Шопениана» — это романтические грезы поэта. Легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных «па», напротив, движения танцовщиц нарочито просты, будто бы танцуют они для себя, а не для зрителя. Михаил Фокин создавал «Шопениану» в начале XX века, и первая премьера состоялась в 1907-м году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Вторая редакция была показана на «Русских сезонах» Дягилева в 1909 году. Солировали Тамара Карсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а те пьесы Шопена, которые вошли в «дягилевский» вариант балета Фокина, но еще не были оркестрованы А. Глазуновым, переложили для парижской премьеры Дж. Гершвин, С. Танеев и А. Лядов.

Хореография — Михаил Фокин
Возобновление — Народный артист России Андрис Лиепа
Художник-постановщик — Анна Нежная по эскизам Александра Бенуа
«Половецкие пляски»
А. Бородин
Балетный фрагмент второго действия оперы А. Бородина «Князь Игорь» стал самостоятельным — и очень любимым в балетном мире — произведением практически сразу после премьеры оперы в 1890-м году в Мариинском театре, а Михаил Фокин поставил «Половецкие пляски» для антрепризы Дягилева в 1909-м году.

Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так. Впоследствии, и даже очень скоро, эти танцы стали гордостью дягилевской антрепризы и одной из самых больших побед русского балета».

Хореография — Михаил Фокин
Возобновление — Народный артист России Андрис Лиепа
Художник-постановщик — Анна Нежная по эскизам Николая Рериха