ведомости, 08.07.2022.
XXI Летние Балетные Сезоны:
классики много не бывает
На сцене РАМТа до конца лета будут проходить Летние Балетные Сезоны. За более чем 20-летнюю историю проекту удалось не только занять свою нишу на рынке развлечений, но и стать узнаваемым брендом. Для участников Сезонов каждое выступление — звездный час.
Идея организовать Летние Балетные Сезоны пришла в голоу опытному сотруднику Госконцерта Алле Немодрук. Ее основной сферой деятельности на протяжении многих лет была организация гастролей зарубежных артистов в России, и наоборот: российских артистов — за границей. Более 20 лет назад, когда проект только начинался, столичные театры с балетными труппами закрывали сезон в июне. И вышло так, что летом иностранцы не могли попасть на самое притягательное для них в России театральное зрелище — балет.

Сейчас Сезоны — успешный коммерческий проект. Его создатели сделали ставку на классический репертуар и на место проведения — и угадали и с тем, и с другим. Этим летом Сезоны продлятся 59 дней. В общей сложности будет сыграно 72 спектакля. По всей вероятности, билеты на них будут проданы, не смотря на то что наплыва иностранных туристов сейчас ожидать не приходится.
Оркестр, музыка!
Первые Сезоны прошли на сцене театра "Ромэн". В них принимал участие всего один коллектив. Оркестра не было. Артисты танцевали под фонограмму. Начиная с 2002 г. Сезоны переместились на сцену РАМТа — в здание с более чем полуторавековой историей театральных представлений. Здесь — большая сцена. На время Сезонов она застилается специальным театральным покрытием. В театре есть оркестровая яма, и в РАМТе Летние Балетные Сезоны стали проходить в сопровождении оркестра.

Очень скоро выяснилось, что российских зрителей, желающих попасть на Сезоны, ничуть не меньше иностранцев. Поначалу организаторы ориентировались на столичные коллективы, у которых не было своей площадки. Приглашали зарубежных танцовщиков. Затем возникла идея приглашать театры из российских городов.

Возможно, как раз успех Сезонов подтолкнул столичные музыкальные театры к тому, чтобы продлить работу еще на месяц. До конца июля Сезонам придется конкурировать с Большим театром (он дает представления сразу на трех сценах, а затем предоставляет на восемь дней историческую сцену труппе Петербургского театра балета им. Л. Якобсона), а также с театром Станиславского и Немировича-Данченко. Но, как показывает практика, даже в условиях такой конкуренции Сезонам удается сохранять спрос. По данным дирекции Сезонов, в течение последних 20 с лишним лет спектакли посетили около 1 млн зрителей.
Магия Петипа
В этом году главный русский балет — "Лебединое озеро" Петра Чайковского с хореографией Мариуса Петипа и Льва Иванова можно будет увидеть в исполнении всех четырех участников Сезонов: Марийского театра оперы и балета, Русского классического театра балета, Национального классического театра балета и Театра им. Н. Сац.

У "Лебединого озера" больше всего показов — 17. Это хит на все времена. Его посещение — обязательный ритуал как для заядлых балетоманов, так и для тех, кто интересуется балетом лишь поверхностно.

На Сезонах традиционно показывают и другие легендарные балеты, связанные с именем Петипа — французского балетмейстера, на протяжении второй половины XIX века ставившего балеты на сцене российских театров и лишь на восьмом десятке своей жизни получившего российское подданство. В их числе "Щелкунчик", который можно увидеть в исполнении трех балетных трупп, и старинная французская сказка "Спящая Красавица", переложенная на язык музыки Петром Ильичом Чайковским. И еще три балета — "Дон Кихот", "Баядерка" с музыкой чешского композитора Людвига Минкуса и "Жизель" на музыку француза Адольфа Адана.

Каждый из этих спектаклей не только образец идеального сочетания либретто, музыки и хореографии, но и миф, перешагнувший границы балета. Если сравнивать балетный театр с драматическим, то танцевать хореографию великого Петипа — это все равно что играть спектакль по пьесе Чехова или Шекспира. Партия Одетты для балерины — как роль Гамлета или дяди Вани для драматического актера, это вершина мастерства. Но если трактовка роли Гамлета может бесконечно варьироваться, то в редакциях классических балетных постановок вариации минимальны.
"Чиполлино" — еще и балет
В репертуаре XXI Летних Балетных Сезонов не только проверенные временем постановки Петипа. Марийский театр оперы и балета привез "Эсмеральду" на музыку итальянца Цезаря Пуни. А одноактные постановки — "Кармен", где прозвучит музыка Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина, и "Пахита" на музыку Людвига Минкуса — покажет Национальный Классический балет, еще раз напомнив, что золотой век этого вида искусства пришелся на XIX век и его эпицентром стала дореволюционная Россия.

Еще один взлет русского балета — "Русские Сезоны" в Париже — ассоциируются не только с Сергеем Дягилевым, но и с хореографом Михаилом Фокиным, основоположником романтического стиля в балете, который после революции обосновался в США. И, возможно, его заслуги в становлении американского балета сопоставимы по масштабам с вкладом Петипа в русский балет. Одноактные постановки Михаила Фокина "Шахерезада", "Шопениана" и "Половецкие пляски", восстановленные Андрисом Лиепой, покажет Театр Наталии Сац.

Инерция, набранная русским балетом в XIX веке, оказалась столь мощной, что и в советской России он не только сохранился, но и получил дополнительный импульс с развитию. Доказательство тому — советские балеты "Ромео и Джульетта" и "Золушка" (их представят Русский классический театр балета и Национальный классический балет). Оба с гениальной музыкой Сергея Прокофьева. На Летних Балетных Сезонах они будут идти на одной сцене с "Бахчисарайским фонтаном" на музыку Бориса Асафьева — близкого друга Прокофьева, а затем одного из его самых яростных гонителей.

Самый необычный балет в афише этого года — "Чиполлино". В нем звучит музыка Карена Хачатуряна, которую он изначально написал к одноименному мультфильму. И она так понравилась балетмейстеру Генриху Майорову, что он взял ее за основу балета, дополнив музыкой композитора к другим художественным и анимационным фильмам. Балет "Чиполлино" будет показан на Летних Балетных Сезонах впервые и только один раз. На сцене — труппа Марийского театра, которую возглавляет хореограф Константин Иванов, когда-то танцевавший "Чиполлино" в Большом театре.
Министр у балетного станка
Иванов — не только художественный руководитель Марийского театра, но и один из его танцовщиков. Он выходит на сцену в "Бахчисарайском фонтане" в образе хана Гирея. Он же автор либретто и хореографии балета по мотивам пушкинской поэмы. Но мало того, Константин Иванов еще и министр культуры Республики Майри Эл.

В 1990-е Иванов танцевал на сцене Большого театра в статусе премьера — артиста, исполняющего главные партии. В 2201-м в 28 лет возглавил Марийский театр оперы и балета, совмещая руководство коллективом с карьерой в Большом театре. Но когда Большой закрылся на многолетнюю реконструкцию, решил полностью посвятить себя Марийскому театру.

Будучи сам родом из Марий Эл, Иванов фактически заново создал местный балет. У себя на родине он чувствует себя настолько свободно, что в своей редакции "Лебединого озера" в отличие от классических интерпретаций много места отдал мужскому танцу, а финал балета сделал счастливым.
Возвращение домой
Созвучия в названиях коллективов Русский классический театр балета и Национальный классический балет не случайны. Это две гастролирующие труппы, возглавляемые амбициозными Валентином Грищенко и Анной Нехлюдовой. В прошлом они танцовщики, оба практически одновременно решились на создание собственных проектов, сделав акцент на классическом репертуаре, без которого гастрольная деятельность немыслима. И тому и другому театру сейчас уже больше 10 лет.

Впервые в Сезонах принимает участие театр им. Н. Сац. Показывать планируют "Лебединое оезро", "Спящую красавицу" и балеты Михаила Фокина, восстановленные Андрисом Лиепой. Участие Театра Сац в Сезонах символично, ведь здание РАМТа исторически связано с именем Наталии Сац. Она основатель Центрального детского театра, который в 1992-м был был переименован в Российский академический молодежный театр. Здание на Театральной площади он получил в 1936 г., а в 1937 г. Наталия САц была репрессирована.

Вернувшись спустя 20 лет в Москву, успев за это время открыть первый детский театр в Казахстане, она затеяла новый проект — детский музыкальный театр, который и осуществила в здании на проспекте Вернадского. Наталия Сац не ограничивалась только детским репертуаром. С первых дней запуска нового театра она стала создавать и балетную труппу. Последние 12 лет театр возглавляет Георгий Исаакян. При нем на сцене театра, как и при Наталии Сац, идут как детские спектакли, так и балетная классика. Сейчас основная сцена театра реконструируется, и Летние Балетные Сезоны для его труппы — возможность показать спектакли репертуара, рассчитанные на большую сцену.
Вячеслав Суриков
Оригинал статьи