Журнал «Балет» №6 (236) 2022

Летние Балетные Сезоны: крупнейший балетный форум страны

В начале лета московскую театральную площадь украсил силуэт балерины. Огромная афишa на стене российского академического молодежного театра оповещала о начале очередного фестиваля «Летние Балетные Сезоны» — события, которого с нетерпением каждый год ждут любители балета.

Зрительский интерес к нему огромен — несмотря на сезон отпусков, зал РАМТа всегда полон. Публика самых разных возрастов — и дети, и взрослые, — открывает для себя прекрасный мир балета. Своими впечатлениями о приобщении к красоте классического танца многие зрители делятся на сайте Летних Сезонов.

Стоит поблагодарить организаторов фестиваля – они реально несут искусство балета в массы.
Одной из главных культурных тем 2022 года стал 150-летний юбилей Сергея Дягилева. Организаторы Летних Балетных Сезонов отметили это событие, пригласив на свою сцену балетную труппу Музыкального академического детского театра имени Н. Сац, где в 2014 году неутомимый пропагандист наследия Русских сезонов Андрис Лиепа реконструировал балеты Михаила Фокина. С тех пор «Шехеразада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» в репертуаре театра.

Художники Анна и Анатолий Нежные провели грандиозную работу по воссозданию, а вернее, по творческой интерпретации декораций художников дягилевской антрепризы Льва Бакста («Шехеразада»), Александра Бенуа («Шопениана») и Николая Рериха («Половецкие пляски»). Роскошный кобальтово-серебристый занавес Льва Бакста с надписью «Les Saisons Russes» отделял сцену от зала, создавая особую атмосферу. Когда занавес взлетел вверх, перед зрителями предстали не менее роскошные декорации «Шехеразады», на фоне которых заструились жемчужно-розовые одалиски. Как лед и пламень, сошлись на сцене изысканная Зобеида Наталии Савельевой и страстный Золотой раб Тимура Куаталиева. Его невероятные, зависающие прыжки с мягким, «кошачьим» приземлением заставили вспомнить о первом исполнителе этой партии — легендарном Вацлаве Нижинском.
Контрастом к гаремным страстям явилась элегическая «Шопениана» — фантазия Фокина на тему романтического балета. Премьер театра Иван Титов в роли Юноши создал образ поэта-романтика — то погруженного в мечты, то обуреваемого поэтическим восторгом. Миниатюрная Сильфида Елены Князьковой (появление на сцене артистки — золотого призера Московского международного конкурса артистов балета лета 1993(!) — стало приятным сюрпризом для ценителей балета — прим. авт.) таяла в высоких поддержках 7-го вальса невесомым облачком.
Завершали вечер «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» с хором и солисткой-сопрано в роли Половчанки, вокальному исполнению которой вторила в танце гибкая Пленница Наталии Савельевой. Полный истомы танец девушек волной сметал вихревой пляс половцев, ассоциирующийся с бегом коней по степи. Шедевры Фокина не стареют, они и сегодня, как и 100 лет назад, волнуют сердца зрителей. Оглушительные овации в конце «дягилевского» вечера тому подтверждение.

Кроме того, труппа Детского музыкального театра представила свои версии балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», увидеть которые — большая удача, настолько редко они оказываются на афише театра. Испытание классикой Петипа труппа выдержала с честью — хороши были и солисты, и кордебалет.

«Лебединое озеро» поставила некогда прима, а ныне педагог-репетитор Музыкального театра Станиславского, Маргарита Дроздова — незабываемая Одетта-Одиллия в спектакле В. Бурмейстера. Вместе со своим многолетним партнером Владимиром Кирилловым она создала свою версию «Лебединого озера» в расчете на солистов театра. Ее версия во многом повторяет дорогой сердцу балерины спектакль В. Бурмейстера — иначе и быть не могло.
Технически сильная Варвара Серова сделала свою роль на контрасте: была трепетной Одеттой с бесконечной линией певучих рук и экспрессивной, дьявольски-лукавой Одиллией, ошеломившей каскадом фуэте. Аристократически-сдержанный поначалу Зигфрид Ивана Титова преобразился в пылкого романтика, встретив любовь Одетты, и, несмотря на испытания, пронес это чувство до финального торжествующего аккорда. Хороша была утонченно-аристократичная владетельная принцесса Наталии Савельевой.
Знаменитый лебединый акт Льва Иванова — трудный экзамен для любой труппы, и женский кордебалет театра великолепно справился с его трудностями, приятно поразив слаженностью и музыкальностью. «Лебединое озеро» Детского музыкального театра — полноценный спектакль для академической сцены с законченной режиссурой и отшлифованными актерскими партиями.

Главный балетмейстер театра Кирилл Симонов посвятил «Спящую красавицу» 200-летию Мариуса Петипа. Спектакль не копирует версию великого француза — это взгляд на классический балет из нашего времени. Оммажем Петипа стали элементы реконструкции — пантомимные фрагменты, более актерские, нежели танцевальные партии Дезире и Феи Сирени, некая «сдержанность» в хореографической лексике партии Авроры, не стремившейся демонстрировать свою спортивность. Настоящим «путешествием в прошлое» стало оформление спектакля Вячеславом Окуневым.

Перспективы уходящих вглубь декораций словно повторяли пейзажи французского художника XVII века Клода Лоррена, а исторически точные костюмы поражали богатством тканей и красотой отделки. «Спящая красавица» в интерпретации Кирилла Симонова — словно отголосок спектакля эпохи Мариуса Петипа. Она запоминается роскошью оформления и «очищенной» от
современных трюков хореографией.

Участие балетной труппы Детского музыкального театра имени Н. Сац в Летних Сезонах стало, пожалуй, главным событием фестиваля. Ее спектакли удивили академизмом и самобытностью, танцовщики — высоким уровнем мастерства и особой актерской отдачей.
У Летних Сезонов сложилась прекрасная традиция: наряду с постоянными участниками представлять московской публике одну из крупных российских трупп, гастролей которой мы вряд ли бы дождались. На нынешних Сезонах таким долгожданным гостем стала балетная труппа Марийского академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева. Долгожданным, потому что его ждали еще в прошлом сезоне, но из-за ковидных ограничений визит в Москву не состоялся.
Марийский театр живет интенсивной художественной жизнью, предлагая зрителям резонансные премьеры и новых талантливых исполнителей. На базе театра ежегодно проводится фестиваль имени Галины Улановой. Своим возрождением марийский балет обязан Константину Иванову, в прошлом известному премьеру Большого театра, а ныне — министру культуры республики Марий-Эл и художественному руководителю Марийского театра имени Э. Сапаева.

Иванов осуществил новые редакции балетов классического наследия, сделав их более динамичными и современными. Желая
вовлечь в танцевальный процесс как можно большее число участников, добавил свои хореографические фрагменты. Свою коллекцию обновленной классики театр представил на суд московской публики. Наряду с традиционными «Жизелью», «Лебединым озером», «Дон Кихотом», «Щелкунчиком» и «Эсмеральдой» были представлены и редкие ныне «Бахчиса-
райский фонтан» и «Чиполлино».
По традиции Сезонов, открыл их символ русского балета — «Лебединое озеро». Версию Марийского театра отличает особая «крылатая» сценография. На протяжении всего спектакля сцену окаймляли лебединые крылья — то светлые, то опаленные. Так художник-постановщик Борис Голодницкий выявил основную идею балета. Огромными черными крыльями Злой Гений Сергея Шабрукова заполнял пространство вокруг себя, словно подавляя все живое. Ему противостоял романтик-Принц в исполнении молодого японского танцовщика Итару Нада.
Всего год служит в марийском театре этот выпускник Академии имени Вагановой, но уже исполняет ведущие партии. В Москве он танцевал несколько партий, в том числе Базиля, Феба, Щелкунчика-принца, но именно романтизм Зигфрида наиболее близок его дарованию. Главной примой театра предстала на этих гастролях Кристина Михайлова, исполнившая все центральные женские партии: Жизель Одетта, Одиллия, Мария, Китри, Мари, Эсмеральда, Редисочка. Несмотря на марафонский ритм выступлений, она всегда была стабильна и уверена в своих силах, демонстрируя хорошую технику и академизм — качества, отличающие выпускниц Пермского хореографического училища.

В своей версии К. Иванов значительно прибавил танцев для мужской части труппы, словно желая вывести ее из тени танцовщиц-лебедей. В основном это комбинации маховых прыжков, коими сам танцовщик славился в бытность свою премьером Большого театра.

Центральным событием гастролей Марийского театра в Москве стал балет Б. Асафьева «Бахчисарайский Фонтан». Этот
спектакль особенно дорог Константину Иванову. Возможно потому, что позволяет до сих пор выходить на сцену в образе
Гирея. Создавая свою версию «Бахчисарайского фонтана», Иванов, как автор либретто и хореографии, поместил в центр повествования грозного татарского хана. С него начинается и им заканчивается все действие, а бал во дворце и помолвка Марии с женихом кажутся лишь прологом.

Подобно коршуну врывается на сцену Гирей в развевающемся за плечами кроваво-красном плаще. Танец Константина Иванова всегда отличал высокий и легкий прыжок. Стремительный полет стал лейтмотивом его героя и в балете Асафьева. Имея за плечами артистический опыт Большого театра, Иванов обладает способностью заполнять собою пространство сцены, передавать мысли и чувства даже в статике. Восхищение красотой Марии, зарождение в сердце жестокого хана неведомого ему доселе чувства любви, скорбь от невосполнимой утраты — все это проживает на сцене артист, заставляя зрителя сочувствовать своему герою. Его Гирей стал главным героем московских гастролей марийской труппы.
Как всегда, в афише было много спектаклей постоянных участников Летних Сезонов — «Русского классического театра балета» под управлением Валентина Грищенко и «Национального классического балета» Анны Нехлюдовой. Они представили на сцене РАМТ свои версии классических балетов П. Чайковского, Л. Минкуса, А. Адана, С. Прокофьева. Однако и здесь нашлось место премьере. Труппа Анны Неxлюдовой дала программу под условным названием «Цыганская любовь», обьединившую истории двух «роковых» балетных цыганок: Кармен и Пахиты.
Затея достаточно рисковая, так как первая героиня требует актерской харизмы, а вторая — виртуозной техники. И если испытание «Пахитой» достойно выдержали Елена Коцюбира и Борис Журилов, то «Кармен» явилась не самостоятельным спектаклем, а лишь старательным подражанием именитым исполнителям.

Из года в год менеджеры Сезонов приглашают для участия опытных солистов ведущих театров страны. На этот раз украшением спектаклей стали солисты Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — Ольга Сизых, Сергей Мануйлов, Юрий Выборнов и Борис Журилов. На нынешних Сезонах также состоялся дебют ведущей солистки Кремлёвского балета Александры Криса в партии Китри.

Александра — балерина лирического дарования, и бьющий через край темперамент ее партнера Юрия Выборнова в партии Базиля явился приятным контрастом. Постоянный участник Сезонов, ведущий солист труппы «Moscow State Ballet» Сергей Скворцов — настоящий любимец публики. Он из тех танцовщиков, кто создает на сцене праздник, заряжая позитивом партнеров и зрителей. Каждую роль Сергей проживает предельно искренне, а его виртуозность вызывает неподдельный восторг зрительного зала.

Нынешний фестиваль В РАМТе был насыщен яркими событиями. Разменяв третий десяток, Летние Балетные Сезоны стали крупнейшим балетным форумом страны, интересным и любителям, и профессионалам. Им остается только дождаться следующего лета...

Анна ЕЛЬЦОВА