Древняя легенда о трагической любви по мотивам поэмы А. С. Пушкина
Бахчисарайский фонтан
Балет в 2-х действиях
Музыка Б. Асафьева
Древняя легенда о трагической любви по мотивам поэмы А. С. Пушкина

Бахчисарайский фонтан

Балет в 2-х действиях
Музыка Б. Асафьева
«Бахчисарайский фонтан» — балет-поэма, показывающая противопоставление двух культур, утонченной Европы и страстного Востока. Он поставлен на сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина. Во время своей южной ссылки поэт посетил Крым и Бахчисарайский дворец крымских ханов. Его внимание привлек знаменитый «фонтан слёз», который построил, если верить легенде, хан Кырым-Гирей в память об умершей любимой наложнице. Легенда тронула сердце Пушкина, и он в 1821 году написал стихотворение «Фонтан любви, фонтан живой!» и знаменитую поэму «Бахчисарайский фонтан».

Премьера балета о несчастной любви татарского хана Гирея к польской княжне Марии состоялась в 1937 году в Мариинском театре. Создатели постановки, драматург Николай Волков и композиторБорис Асафьев, поставили классический танец и музыку на службу драме: «Бахчисарайский фонтан» стал одним из первых спектаклей нового направления «хореодрамы» или «драматического балета» в советском искусстве.

Жест становится словом, партии — монологами и диалогами. Легенда о безответной любви хана Гирея к плененной им полячке Марии превратилась в чувственный балет, известный всему миру и не только! В столетнюю годовщину поэмы открытый в 1924 году астероид назвали в честь ревнивой Заремы, любимой жены хана.
Жест становится словом, партии — монологами и диалогами. Легенда о безответной любви хана Гирея к плененной им полячке Марии превратилась в чувственный балет, известный всему миру и не только! В столетнюю годовщину поэмы открытый в 1924 году астероид назвали в честь ревнивой Заремы, любимой жены хана.
Сюжет вышел на первое место по значимости из всех элементов постановки, артисты должны были не только исполнять танец, но и вживаться в роли, быть в образе, работать по методу Станиславского.

Премьера прошла с большим успехом, благодаря музыке Асафьева, которая прекрасно передавала характер каждого персонажа, и таланту звезд отечественного балета: партию Марии тогда исполняла неподражаемая Галина Уланова, образ польской княжны в ее интерпретации вошел в золотой фонд советской хореографии.

Со дня премьеры «Бахчисарайский фонтан» не давали только во время войны. После Второй Мировой постановку возобновили, и с тех пор она триумфально шествует по мировым сценам, позволяя новому поколению артистов находить свое понимание образов пушкинского балета.