Летние Балетные Сезоны: Дягилев 2.0
Погружаем в балет в центре летней столицы 22 года подряд

Летние Балетные
Сезоны:
Дягилев 2.0





Погружаем в балет в центре летней столицы 22 года подряд
Шедевры мирового балета в режиме нон-стоп: ежегодный марафон классики с оркестром вот уже два десятилетия проходит в РАМТе во время театрального межсезонья.

В репертуаре Летних Балетных Сезонов более двадцати балетов, от чистой классики Чайковского до авангарда Прокофьева, от романтичности Адана до яркости Минкуса. В участниках – лучшие труппы России, приглашенные солисты Большого, Кремлевского балета, МАМТа им. Станиславского и других ведущих театров страны.

За 21 год спектакли Летних Балетных Сезонов посетили более миллиона человек!
Из проекта для иностранных туристов Сезоны выросли до широкого парада классики для всех любителей искусства, миссия которого – сохранение богатых традиций русского балета, одной из важнейших и ярчайших частей культурного наследия России, и приобщение к искусству самой широкой зрительской аудитории.

Сезоны – это отличная возможность познакомиться с классикой в любом возрасте, сравнить различные редакции и прочтения знаменитых балетов лучшими танцевальными коллективами страны, насладиться идеальной сказкой, игрой живого оркестра, роскошными декорациями и богатыми костюмами в стенах старого Императорского театра в двух шагах от Большого.
Сегодня Сезоны – добрая традиция культурной жизни летней Москвы, не только театральное, но и просветительское событие, организаторы которого находятся в постоянном поиске новых профессиональных коллективов и ярких постановок, сохраняющих преемственность поколений в искусстве балетного танца.

Стоимость билетов на спектакли варьируется от 500 до 5000 рублей, что делает мероприятие доступным для большого количества зрителей.
Летние Балетные Сезоны в Москве – это уникальный театральный продукт. Целых два месяца на сцене РАМТа показывают огромное количество спектаклей в разной редакции и прочтении! До пандемии было много иностранной публики, а сегодня это мероприятие российского масштаба, когда в Москву приезжает много туристов со всей страны.

Сезоны – это отличная традиция, действительно популяризация балета. У проекта еще и социальная миссия: люди могут посмотреть прекрасные балеты за относительно невысокую цену билета.
Константин Иванов, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.

XXII Летние Балетные Сезоны

1 июля на сцене РАМТа вновь стартовал ежегодный летний марафон классического балета – Летние Балетные Сезоны. 6 прекрасных балетных трупп показывали жемчужины мирового балетного искусства в сопровождении оркестра нон-стоп до конца августа: за 60 дней было сыграно 79 спектаклей.

В этом году в афише проекта было 17 классических балетов: три балета П.И. Чайковского – «Лебединое озеро» (этот балет всегда открывает Сезоны и завершает их), «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Жизель» Адольфа Адана, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Сергея Прокофьева, «Дон Кихот» и «Баядерка» Людвига Минкуса, «Эсмеральда» Цезаря Пуни, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, а также полюбившиеся зрителям одноактные балеты «Шопениана» Фредерика Шопена, «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова и «Половецкие пляски» А.П. Бородина.

Для юных зрителей снова показали «Чиполлино» Карена Хачатуряна и премьеру – сказочного «Продавца игрушек» Алексея Шелыгина.

Новинки репертуара для взрослых балетоманов – «Спартак» Арама Хачатуряна и «Сотворение мира» Андрея Петрова.
Чувашский государственный театр оперы и балета
22-ой по счету балетный марафон начал новый участник проекта – Чувашский государственный театр оперы и балета или, как его еще называют, Волга Опера. С 1 по 5 июля труппа под руководством заслуженного работника культуры Чувашской Республики Данилы Салимбаева показывала в Москве шесть спектаклей.

«Лебединое озеро» по традиции открыло Летние Балетные Сезоны. Затем дважды сыграли задорного «Чиполлино» по мотивам сказки Джанни Родари и жемчужины классического балета – «Ромео и Джульетту», «Жизель» и «Спящую красавицу».
Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева
Еще один дебютант Летних Балетных Сезонов – легендарный Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева. 6 и 17 июля коллектив представил авторскую версию балета Арама Хачатуряна «Спартак», где звучали эксклюзивные фрагменты партитуры композитора, в хореографию вплетены приемы настоящего римского боя, а чувственные сцены «рифмовались» с гладиаторскими поединками.

18 июля танцевали знаменитое «Сотворение мира» – балетную вариацию библейского сюжета, в которой первым исполнителем роли Адама был Михаил Барышников. Спектакль, поставленный в 60 странах мира, несмотря на полувековую историю до сих пор удивляет смелой авангардной хореографией и будоражит воображение как любителей академической музыки, так и поклонников джаза и рока.
Воронежский государственный театр оперы и балета
После пятилетнего перерыва на гастроли в Москву приехал Воронежский государственный театр оперы и балета. С 10 по 13 августа коллектив показал столичной публике четыре спектакля, в числе которых «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Чиполлино».

12 августа воронежцы представили яркий и масштабный балет для детей «Продавец игрушек». Мировая премьера постановки состоялась на воронежской сцене в 2020 году.

По мнению критиков, волшебная история о том, как молодой француз, потомок русских князей, отправляется на поиск фамильных сокровищ, может стать альтернативой всеми любимому «Щелкунчику»: «Продавец игрушек» принадлежит к редкому числу балетов о нашей современной жизни. Его герои живут в Париже и Петербурге, работают продавцами, экскурсоводами, летают самолётами «Аэрофлота»... Но в канун Рождества они попадают в мир сказочных чудес».
Московский государственный театр имени Н. Сац
В Летних Балетных Сезонах вновь принимал участие Московский государственный академический театр имени Н. Сац. С 21 по 24 августа коллектив представил свои версии «Лебединого озера», «Жизели» и «Спящей красавицы», а также одноактные балеты «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски».

Премьера шедевров всемирно известного балетмейстера Михаила Фокина состоялась более ста лет назад на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а в XXI веке они были восстановлены хореографом Андрисом Лиепой. Одноактный балет на сюжет одной из сказок «Тысячи и одной ночи», бессюжетный воздушный балет на романтическую музыку Фредерика Шопена и фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» были показаны в рамках Сезонов всего один раз – 24 августа.
Московские труппы
Постоянные участники проекта – Русский классический театр балета под руководством Валентина Грищенко и Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой – танцевали свои редакции классических шедевров Мариуса Петипа, Льва Иванова, Василия Вайнонена и других легендарных хореографов.

Труппа Валентина Грищенко показала также «Бахчисарайский фонтан» – балет по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина, с роскошными декорациями и костюмами, множеством танцев, великолепными дуэтами. Коллектив Анны Нехлюдовой – пронзительную «Эсмеральду» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и трагическую «Баядерку» – историю любви танцовщицы и воина, основанную на древней индийской легенде.
Дневные и вечерние спектакли
Летние Балетные Сезоны традиционно проходили в самом сердце столицы – на сцене Российского академического Молодежного театра (РАМТ), который расположен на Театральной площади, рядом с Большим и Малым театрами.

Спектакли Сезонов начинались не только в привычное вечернее время – в 19.00, но и днем, в 12.00 – для юных балетоманов.

Маленьких зрителей приглашали на добрые сказки о дружбе, любви и мечте: «Чиполлино» – 2 июля, 13 августа, «Щелкунчик» – 8, 13, 16, 23, 29 июля, 5, 20, 26 августа «Золушка» – 9, 15, 22, 30 июля, 6, 19, 27 августа.

Границы лета нам уже малы!

ЛЕТО
Летние Балетные Сезоны
Летний марафон классики начался в 2001 году – и не заканчивается до сих пор.
ОСЕНЬ
«Постскриптум»
Когда так привыкли к летним балетам, что не можем с вами расстаться и даем несколько спектаклей осенью.
НОВЫЙ ГОД
Щелкунчик
Наша традиционная новогодняя сказка в декабре и январе.
ЗИМА / ВЕСНА
«Разогрев»
Мы очень соскучились! Даём несколько балетов зимой и весной перед началом Сезонов.
Расписание всех
балетов,
день за днем
Лучшие труппы России,
приглашенные солисты
ведущих театров страны
Более двадцати балетов, от Чайковского
и Прокофьева до Адана и Минкуса
Репортажи
главных СМИ страны
Расписание всех балетов,
день за днем
Лучшие труппы России, приглашенные
солисты ведущих
театров страны
Более двадцати балетов, от Чайковского и Прокофьева до Адана и Минкуса
Репортажи главных СМИ страны
Читать историю театра РАМТ
В 1821 году на Театральной площади, слева от Большого театра и симметрично зданию Малого театра, по проекту Ф.Шестакова (при участии О.Бове) был построен дом генерал-майора К.М. Полторацкого. Этот дом стал одним из центров культурной жизни Москвы: здесь давались балы, на которые съезжались сливки московского общества, здесь бывала и племянница хозяина дома — Анна Петровна Керн.

В 1840 году владельцем дома стал купец П.А. Бронников, который сдавал бельэтаж здания театру московского «Артистического кружка» с 1869 по 1882 год. Инициатором создания этой группы видных литературно-художественных деятелей был Александр Николаевич Островский. Театр «Артистического кружка» был одним из первых частных театров России.

В 1882 году здание арендовал знаменитый актер, режиссер и антрепренер М.В. Леонтовский. По его заказу архитектор Б.Фрейденберг перестроил дом, значительно изменив его. Практически в таком виде здание сохранилось до наших дней. Ученик М.С. Щепкина, Леонтовский стремился создать образцовый драматический театр с широким, разнообразным репертуаром, в котором соседствовали бы оперетта, феерия и драматическое искусство. Такой театр и был открыт 29 декабря 1882 года, однако просуществовал он недолго.

В сентябре 1898 года в здании открылся Императорский новый театр, где проходили спектакли молодежных трупп Малого и Большого театров. Труппой молодых актеров Малого театра руководил актер, режиссер и педагог А.Н. Ленский.

В начале XX века здесь давала спектакли частная опера С.И. Зимина. В 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, режиссер и актер К.Н. Незлобин.
В 20-е годы в этом помещении шли оперные и балетные спектакли Большого театра.
С осени 1924 года Первой студии Художественного театра было присвоено название МХАТ-II. Новый театр получил помещение на Театральной площади. Театр просуществовал до 1936 года.

С 1936 года в этом здании работает Центральный Детский Театр, который был основан в 1921 году Наталией Сац. В разные годы в нем начинали свою профессиональную жизнь Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Виктор Розов, Валентина Сперантова и другие.

С 1992 года театр носит новое имя — Российский академический Молодежный театр.
Организатор Летних Балетных Сезонов — агентство «КОНСАРТА», которое уже много лет успешно занимается гастрольной и продюсерской деятельностью, оформляет и принимает участие в организации мероприятий любого (в том числе, федерального) уровня. Агентство хорошо известно как в России, так и за рубежом.

Основатель агентства, кавалер ордена Дягилева, автор идеи и художественный руководитель Летних Балетных Сезонов Алла Маратовна Немодрук ушла из жизни в 2020 году. Аллу Маратовну всегда отличали желание развиваться, приверженность слову и делу, неутомимая жизненная сила и готовность противостоять трудностям. Эти ценности сохраняет команда агентства и Сезонов.


Организатор Летних Балетных Сезонов — агентство «КОНСАРТА», которое уже много лет успешно занимается гастрольной и продюсерской деятельностью, оформляет и принимает участие в организации мероприятий любого (в том числе, федерального) уровня. Агентство хорошо известно как в России, так и за рубежом.

Основатель агентства, кавалер ордена Дягилева, автор идеи и художественный руководитель Летних Балетных Сезонов Алла Маратовна Немодрук ушла из жизни в 2020 году. Аллу Маратовну всегда отличали желание развиваться, приверженность слову и делу, неутомимая жизненная сила и готовность противостоять трудностям. Эти ценности сохраняет команда агентства и Сезонов.
Другие проекты агентства
  • участие в организации и подготовке культурной программы всемирного форума Международной Ассоциации Социального Обеспечения,
  • организация церемонии открытия и гала-концерта конгресса Europaediatrics,
  • организация и оформление международного детского форума «Этот мир — наш!» в Авиньоне (Франция), а также участие в оформлении детских форумов под тем же названием в г. Сеговия (Испания) и г. Террачино (Италия),
  • инициация и организация Международного Фестиваля классической музыки «Тебе, Москва, посвящается», приуроченного к 850-летию Москвы (среди участников – знаменитые музыканты Исаак Стерн, Иржи Белоглавек, Курт Мазур, Сара Чэн, Джон Лилл, Кристиан Блэкшоу, Максим Федотов, оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева и многие другие),
  • организация гастролей Большого и Мариинского (Кировского) театров, Санкт-Петербургского Театра п/р Бориса Эйфмана,
  • организация многочисленных выставок, гастролей оркестров, хоровых и фольклорных коллективов (в Австралии, Гонконге, Китае, Корее, Сингапуре, Италии, Польше, Бельгии, Великобритании, Турции, в Испании, на Кипре, странах Балтии).
ИСТОРИЯ БАЛЕТА
Балет (от французского «ballet») всегда был и остается одним из самых удивительных и прекрасных зрелищ для публики любого возраста и достатка. Хотя от своего появления в XVI веке до наших дней балетное искусство прошло колоссальный путь совершенствования своих канонов, сегодня называемых классическими.

В 30-е годы XVIII века французская балерина Мария Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков. Это позволило ей ввести в свой танец заноски – удары одной ноги о другую в воздухе.

В конце XVIII века, пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев. Это привело к изобретению пуантов: танцевальная обувь приобрела твердый носок. Конструкция пуантов, крепящая их на ноге танцовщицы с помощью розового атласа и лент, позволяла балерине достичь устойчивости на опорной ноге. Первой на пуанты встала Мария Тальони.
В Россию балет проникает и начинает распространяться при Петре I, в начале XVIII века. В 1738 году благодаря прошению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир как Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Дворянская молодежь была обязана обучаться танцам: в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной даже в Шляхетском кадетском корпусе.
Российская школа балета практически сразу стала завоевывать сердца мировой публики. Русские танцовщицы славились изяществом линий, плавностью и выразительностью движений рук, потрясающим интуитивным чувством характеров своих персонажей. Настоящими мастерами балетной музыки считаются русские композиторы, среди которых Петр Ильич Чайковский, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев. А постановки легендарных хореографов Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, Джорджа Баланчина по сей день являются эталонам мирового хореографического искусства.
В популяризации русского балета немаловажную роль сыграли знаменитые «Русские балетные сезоны» Сергея Дягилева. Русский балет Дягилева, или Ballets russes, был основан в 1911 году. Компания, выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении двадцати сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась огромным успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.


Дягилевские «Сезоны» не только оказали большое влияние на развитие русского балета, но и способствовали возникновению моды на все русское. Так, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова, соответственно. А супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции».

Известный либреттист тех лет Жан Кокто записал свои впечатления от первых Дягилевских постановок: «Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса». Более чем два века спустя «Балетные сезоны» вновь покоряют публику! «Летние балетные сезоны» впервые состоялись в июле-августе 2001 года в Москве и сразу же привлекли внимание зрителей.
Концепция «Сезонов» — сохранение культурного наследия России — стала основой программы, которая состоит только из лучших классических балетов в исполнении известных московских коллективов. Спектакли воссоздают постановки легендарных хореографов — Мариуса Петипа, Василия Вайнонена, Асафа Мессерера и других. Именно благодаря этим спектаклям русский балет завоевал славу самого виртуозного и профессионального в мире. Жемчужины танцевальной сцены представлены на одной площадке в течение двух месяцев и доступны для любого поклонника и ценителя классического балета.
«Балет — одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном»
— Илья Шевелев, писатель