ПРЕССА
Московская правда
В столице завершаются ставшие уже традиционными «Летние Балетные Сезоны». Финальный спектакль – «Лебединое озеро» — назначен на 29 августа. Осталось всего два дня неземной красоты, так что успейте поймать ее до конца лета, которое стало неожиданно холодным и дождливым…
Читать дальше
В течение двух месяцев танцовщики и хореографы из Москвы, Воронежа, Франции и Италии радовали зрителей, желавших лицезреть классический танец. Туристы разных стран мира и жители нашей большой державы стремятся в Москву, особенно летом, чтобы увидеть не только архитектурные красоты главного города страны, но и спектакли проекта «Летние балетные сезоны» на сцене РАМТа в самом центре столицы!

Мне удалось посетить несколько спектаклей на музыку Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. Балет второго — «Ромео и Джульетта» — был исполнен молодой московской труппой «Арт-да», что совсем недавно была создана её худруком Валентином Грищенко. В этом году труппа впервые предстала на «Летних Балетных Сезонах». В двух центральных партиях выступили солисты парижского театра «Гранд-Опера». Ромео танцевал великолепный Жереми-Лу Кер, уже полюбившийся москвичам по исполнению принца в «Щелкунчике» во время своего прошлогоднего приезда в Москву. А партия Меркуцио была отдана неизвестному нам юному французскому танцовщику Антуану Киршеру, который восхитил зрителей не только стройной точеной фигурой и развевающимися кудрями, но и своими молниеносными прыжками, легко рассекавшими пространство сцены РАМТа. Меркуцио был настолько органичен, что, глядя на него забывалось обо всем на свете. Его общение с Ромео и другими персонажами, его лёгкие танцевальные шутки, битва с Тибальтом, когда он брал в руки шпагу, как будто это не только страшное оружие, но и изящный музыкальный инструмент, – все это артист передал в потрясающей, почти воздушной пластике. Интересно и оформление спектакля, особенно декорации Евгения Гуренко с изображением средневековых замков, парящих в облаках. И, конечно, костюмы, которые придумал Элик Меликов, являющийся основателем и бессменным худруком другой труппы-участника проекта — «Театра балета классической хореографии».

Как художник, он в «Спящей красавице», на мой взгляд, достиг своего апогея: его многообразные по цветовой гамме костюмы давали ощущение прекрасной сказки, в которую зритель погружается без остатка. Феи в желтых, красных, сиреневых, розовых пачках, то и дело сменяя друг друга на сцене, радовали своим праздничным видом глаз, а лесные нимфы в зеленых платьях органично дополняли декорации, имитирующие прекрасный ландшафт. И здесь вновь нужно отдать дань великолепному художнику-сценографу Евгению Гуренко. Красная Шапочка с Волком и Кот в сапогах — персонажи из других сказок Шарля Перро — заставляли улыбаться даже самых серьезных зрителей. Чувственная озорная девочка, которую мать отправила к бабушке, и грозный Волк, увлекающий Красную Шапочку в танце, и ироничный Кот, умывающийся при виде гостей, будоражили детские воспоминания зрителей, которые вряд ли когда-нибудь еще видели такие костюмы в других постановках этого знаменитого балета.

Из артистов больше всех запоминается Александр Тарасов в партии принца Дезире: он поразил не только танцем, но яркой внешностью и бесспорным обаянием. А Екатерина Первушина, станцевавшая Мари в «Щелкунчике», удивила сочетанием грациозной легкости и в то же время отсутствием дистрофичной худощавости, свойственной многим балеринам, она изящна и прекрасно сложена. Хороши в этом спектакле и танцовщики, исполнившие восточный, русский и испанский танцы.

Декорации постановки особенно интересны: некоторые удивительно натуралистичны, как, например, заснеженные ели, пробуждающие в разгар лета желание окунуться в зимнюю прохладу. А другие просто «аппетитны»: Гуренко увенчал зимний замок сочными ягодами клубники, а по краям сцены изобразил конфеты, такие привлекательные в дни любого праздника!

Что говорить, балетные спектакли в России и, особенно в Москве, – это всегда праздник. Достаточно увидеть заполненные залы на спектаклях проекта «ЛБС» зрителями всех возрастов и национальностей. В последние дни на сцене Российского Академического Молодежного театра будут показаны самые культовые, как теперь принято говорить, постановки: «Дон Кихот» Людвига Минкуса и триумфально открывающее и завершающее по традиции все «Летние Балетные Сезоны», знаменитое на весь мир «Лебединое озеро».

Полина Шорохова

Московская правда, 27.08.2017

Культурные новости столицы
На днях в Москве с триумфом завершились «Летние балетные сезоны», что появились 17 лет назад и теперь без них уже невозможно представить столицу. Они стали изюминкой для всех, кто приезжает сюда, чтобы не только увидеть воочию Кремль с Царь-пушкой, но и вкусить красоту истинно русского балета.
Читать дальше
В чём же секрет невероятной популярности «Летних Балетных сезонов»? Да, они дают свои спектакли не просто в центре города, в РАМТе, а ещё и в непосредственной близости от таких известнейших коллективов, как Большой и музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Причём этим летом к ним присоединился ещё и Кремлёвский балет, назвав свои спектакли в столь непривычное для себя время, не особо мудрствуя, «Летними кремлёвскими сезонами». Но всё дело в том, что на сцене РАМТа вот уже 17 лет выступают самые разнообразные балетные труппы из Москвы и России, а также гости из-за рубежа. То это труппа «Киев Модерн балет» современного хореографа Раду Поклитару, то Миланский балет п/р Карло Песта, то звёзды парижского театра «Гранд опера», то балетная труппа с блистательными солистами и кордебалетом из Марийского театра оперы и балета.

В этом году на сцене РАМТа впервые выступил балетный коллектив из Воронежа, который покорил столичную публику не только техникой, но и свежим взглядом на классику и современные спектакли – «Анюта» и «Каменный цветок». Впервые была приглашена в проект итальянская труппа «Compagnia Nazionale», предоставившая оригинальную версию балета «Лебединое озеро» и концертную программу «От танго до болеро». Заинтересовали этим летом зрителей и французские танцовщики: Жереми-Лу Кер, полюбившийся всем по прошлогоднему выступлению в балетах «Щелкунчик» и «Дон Кихот», а нынче — в главной партии в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», и Антуан Киршер, впервые блистательно заявивший о себе на московской сцене в партии Меркуцио. И, конечно же, «Летние балетные сезоны» зрители с нетерпением ждут, чтобы увидеть те московские труппы, которые в течение года гастролируют за рубежом и в России, открывая во всей полноте красоту русского балета. Нынешним летом в афише сезонов были два интереснейших коллектива: Театр балета классической хореографии п/р Элика Меликова и созданный сравнительно недавно Валентином Грищенко Театр классического балета «Арт-Да». «Так получается, что к нам приходит много молодых людей, а также тех, кто впервые именно у нас знакомится с балетом, — говорит основатель и худрук успешного проекта Алла Немодрук. – А кто увлёкся этим прекрасным искусством, обязательно идёт потом и в Большой театр, и в театр Станиславского и Немировича-Данченко, и на спектакли Кремлёвского балета. А это значит, что мы на правильном пути».

корр. Наталья Савватеева

Литературная газета
В Москве завершились традиционные «Летние балетные сезоны», которые были созданы 17 лет назад и теперь неизменно привлекают в РАМТ огромное количество зрителей, несмотря на могущественных конкурентов.
Читать дальше
А то, что конкурентов с каждым годом прибавляется, очевидно. Помимо Большого, Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которые в последние годы продлевают работу именно летом, в борьбу за публику ринулся нынче ещё и Кремлёвский балет, назвав свои выступления «Летними кремлёвскими сезонами». Что ж, конкуренция есть всегда, но зрители, как известно, голосуют рублём и ногами. А ещё и восторгом, который не могут сдержать. «Потрясающая красота! Смотрела как заворожённая, – признаётся врач Ирина Кадомцева. – Ощущение вселенского счастья и радости до слёз! Сердце улетело вместе с птицами в небеса. Лебедь – прима-балерина Орехова – необыкновенно хороша: хрупкая, изящная и очень коварная в чёрном варианте. Техника танца на грани фантастики. Костюмы, декорации великолепны. Настоящий русский балет!»

Прежде всего «Летние балетные сезоны» привлекают постановками московских трупп, которые можно увидеть только летом, так как их жизнь проходит в разъездах по России и всему миру. Нынче в афише были Театр балета классической хореографии п/р Элика Меликова и недавно созданный Театр классического балета «Арт-Да» Валентина Грищенко. А ещё все ждут зарубежных гостей, которых приглашают чаще как звёзд в выступления наших коллективов. Так, в прошлом году порадовал публику в «Щелкунчике» солист парижского театра «Гранд-Опера» Жереми-Лу Кер. Этим летом он станцевал главную партию в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». А его юный коллега Антуан Киршер впервые блистательно выступил на московской сцене в том же спектакле в партии Меркуцио. Нынче в проект была приглашена итальянская труппа «Compagnia Nazionale», которая показала современное видение хореографом Луиджи Мартеллетта балета «Лебединое озеро», а также дала вечер концертных номеров «От танго до болеро» на любимую многими музыку шлягеров.

Интересен проект и тем, что, пожалуй, только в нём сегодня можно познакомиться в столице с отечественными балетными коллективами из крупных российских театров, которые не только не уступают зарубежным, а даже превосходят их. В чём можно было убедиться, увидев прошлогодние спектакли театра оперы и балета из Йошкар-Олы и нынешние – из Воронежа. «Мы благодарны Департаменту культуры Воронежской области, который поддержал наш проект, – говорит худрук проекта Алла Немодрук. – Нам помогли авиакомпании: не подняли цены, когда мы резервировали и выкупали билеты, пошли навстречу гостиницы, дав хороший тариф. Люди знают, что мы делаем хорошее дело»

Наталья Савватеева
Литературная газета, №35, 6.9.17

Ревизор.ру
Нынешнее лето стало для этого проекта семнадцатым. Единственный в своем рода балетный марафон по традиции стартует 1 июля, когда заканчивается текущий театральный сезон, и завершается 29 августа – как раз накануне открытия сезона нового. На афише – "золотая коллекция" русской классической хореографии – "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица", "Жизель" и "Дон Кихот", "Ромео и Джульетта" и "Золушка".
Читать дальше
То, что начиналось как вечерний досуг для туристов, преимущественно иностранных, превратилось в заметное событие театрального межсезонья, привлекающее не только гостей столицы, но и москвичей.

Как это часто бывает, интерес публики к "Летним сезонам" значительно превосходит интерес к ним профессиональной критики. У каждой из сторон свои аргументы. Зрителей радуют вполне приемлемые цены на билеты. Да, у Большого театра и музыкального театра им. Станиславского тоже есть доступные билеты, но билетная мафия давно уже сделала их недоступными для простых смертных, а до "Сезонов" она пока, слава Богу, не добралась. На спектакль можно прийти семьей с малышами – здесь пускают и пятилетних, тогда как обычно ценз на балетные спектакли 9-10 лет.

Аргументы критики, на первый взгляд, гораздо весомей. На не слишком просторной для классического балета сцене РАМТа полномасштабную постановку не развернешь, оркестровая яма – крошечная, то есть и оркестр приходится "подзвучивать", и труппы на "Сезонах", в основном, малосоставные, и сами спектакли зачастую идут в сокращенном "европейском" 2-часовом формате.

Однако то, что для профессиональной критики и искушенной публики, способной оценить точность вращений fouette и высоту grand pas de chat, является очевидным недостатком, зритель "начинающий", для которого балет пока просто красивое зрелище, воспринимает совсем иначе. Каноническая постановка, в которой занято 80 артистов, длящаяся более трех часов новичка скорее отпугнет. Обучение чтению начинается с букваря и "Курочки Рябы", а не с трагедий Шекспира.

Иноземные гости на проекте – традиция пока не очень давняя, но, безусловно, таящая в себе весьма заманчивые перспективы. В те дни, когда они царили на сцене в зрительном зале РАМТа, который и так каждые вечер заполнялся почти до отказа, билеты, как в старые добрые времена, спрашивали еще от метро.

В "Ромео и Джульетте" Прокофьева, которую на "Сезонах" давал Театр классического балета ART-Да, на партии Ромео и Меркуцио были приглашены молодые солисты Национальной парижской оперы – Opera Garnier – Жереми Лу Кер и Антуан Киршер. Солисты Гранд Опера принимают участие в проекте четвертый год подряд. В частности, Кер приезжает в Москву во второй раз: в прошлом году московская публика аплодировала его Принцу в "Щелкунчике" Чайковского и Базилю в "Дон Кихоте" Минкуса. Чем же привлекают известного французского танцовщика "Летние балетные сезоны"?

— Век танцовщика короток, есть возможность выступить в любимой партии, надо непременно ею воспользоваться, — признается Жереми. – Ромео – одна из самых потрясающих партий в балетном репертуаре. Обычно в классических постановках драматическая часть отдана героине, но в таких балетах, как "Ромео и Джульетте" или "Жизель", именно герой-мужчина несет ответственность за развитие истории, "двигает" сюжет и от того, насколько танцовщик убедителен именно как актер, зависит очень многое. Признаюсь, я люблю играть чуть больше, чем танцевать, поэтому партия Ромео – моя воплощенная мечта. В Opera Garnier на данный момент я танцую больше, чем играю. Актерство в большей степени присутствует в партиях Ротбарта в нуреевской версии "Лебединого озера" или Люсьена д'Эрвильи в балете "Пахита" в постановке Пьера Лакотта. И это потрясающе! За это я и люблю эти партии. Я люблю танцевать, но гораздо интереснее, когда тебе при этом нужно еще и играть. Мне нравятся технически сложные партии в "Дон Кихоте" или "Баядерке", танцую их с удовольствием, но такой балет как "Юноша и смерть" в постановке Ролана Пети гораздо интереснее, насыщеннее в плане характеров и эмоций.

Я принимал участие в разных фестивалях, например The Jacob's Pillow в штате Массачусетс (США), в фестивале балета в Сочи, в гала-концертах во многих странах мира, но все эти проекты длились около недели или чуть дольше. А тут два месяца сплошного балетного праздника. У публики есть возможность увидеть все многообразие классических балетных постановок в исполнении разных трупп. Я не знаю других стран, где это было бы столь же легко и доступно. На мой взгляд, для москвичей и гостей столицы это настоящая удача.

Труппу Compagnia Nazionale Луиджи Мартеллетта – в прошлом танцовщик, а ныне хореограф и директор Римской академии танца – создал в 2006, выбрав в качестве ведущего жанра неоклассику. Итальянцы показали две постановки – авторское прочтение "Лебединого озера", и свою визитную карточку – "От танго до болеро".

Идею переложить "Лебединое озеро" на язык неоклассики долго не давала покоя Луиджи Мартеллетта. В свое время он неоднократно танцевал партию Зигфрида в классических постановках Римской оперы и других итальянских и европейских театров. "Перекраивая" каноническую версию одного из самых выдающихся классических балетов, синьор Мартеллетта был весьма и весьма категоричен:

— Мы убрали из нашей постановки язык жестов, пантомиму и некоторые "тяжелые" фрагменты классического исполнения, что сделало хореографию спектакля легче, но не лишило его классической выразительности. Наша труппа – невелика, всего одиннадцать исполнителей, поэтому пришлось значительно сократить каноническую версию. Но все знаменитые номера сохранены – танец маленьких лебедей, испанский и русский танцы, вальс, па-де-де и другие. А вот финал мне захотелось сделать счастливым – настоящая любовь заслуживает награды, несмотря на ошибки. На мой взгляд, современный балет отличает динамичность, высокая техника и простота понимания. Я не противопоставляю балет классический и современный. Это разные миры и каждый вправе выбирать, какой ему ближе. Для меня большая честь представить свои спектакли на "Летних балетных сезонах" в России, которую я считаю родиной классического балетного искусства.

Не трудно догадаться, что "Лебединое озеро" в версии итальянского маэстро раскололо зал на приверженцев и противников. Все-таки классическая традиция впитана нами чуть ли не на генетическом уровне. Зато путь "От танго до болеро" весь зал прошел в едином порыве и на одном дыхании.

Очередные "Летние балетные сезоны" близятся к концу. И если благодаря им армия поклонников балета – классического ли, современно или обоих сразу — увеличилась хотя бы на несколько человек, они выполнили свою задачу.

Ревизор.ру, 17.08.17

ОТР
Видео-интервью с директором Летних балетных сезонов Кириллом Рыбкиным: "Есть потрясающие коллективы! Мы хотим показать, какого высокого уровня театры существуют в регионах."

Радио Культура
Гости: директор Летних балетных сезонов Кирилл Рыбкин и солистка Воронежского театра оперы и балета Марта Луцко.

Москва FM
Исследуем всю балетную классику. В гостях главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин и директор Летних балетных сезнов Кирилл Рыбкин.

Вечерняя Москва
Вечерка ТВ (Вечерняя Москва), 24.07

Эфир на радио Радио Медиаметрикс. 14.07.2017
Почему «классика» собирает полные залы, а поиски и эксперименты не ведут к исчезновению традиций и живой памяти?

Ведущий: Альбина Пылаева. В гостях: Кирилл Рыбкин, Директор «Летних балетных сезонов», которые проходят на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ).

На сцене РАМТа стартовали XVII Летние балетные сезоны. По традиции «Сезоны» открылись «Лебединым озером». В этом году эта честь досталась Воронежскому театру оперы и балета. Также этим летом ожидается выступление парижской Grand Opera и итальянской балетной труппы Compagnia Nazionale.

ТАСС
Итальянская балетная труппа Compagnia Nazionale в среду впервые представила неоклассическое видение балета «Лебединое озеро» в рамках «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ). Об этом сообщили в пресс-службе театра.
Руководитель балетной труппы — ведущий солист Римской Оперы и директор Римской академии танца Луиджи Мартелетта.
Читать дальше
«Идея поставить «Лебединое озеро» преследовала Луиджи Мартелетта в течение многих лет. Итальянский хореограф сделал хореографию спектакля легче, исключив некоторые «тяжелые» фрагменты классического исполнения, и внес изменения в либретто, чтобы придать знаменитому сюжету более глубокое и современное звучание», — добавили в РАМТ.

Еще один балет труппы — «От танго до болеро» — зрители смогут увидеть 3 августа. Как отметили в театре, это «неоклассическая хореография, сочетающая в себе музыку аргентинского танго, итальянских серенад и испанского болеро».

Труппа Compagnia Nationale основана в 2006 году. В ее состав входят выпускники итальянских балетных школ, артисты театров Италии — Римского оперного театра, Национальной итальянской академии танца, Тосканского балета, оперного театра Сан-Карло, Неаполь.

В этом году ежегодный фестиваль «Летние балетные сезоны» проходит с 1 июля по 29 августа.

ТАСС 2.08.17

РИА Новости
В рамках «Летних балетных сезонов», которые проходят в Москве с 1 июля, молодые танцовщики Парижской оперы Жереми-Лу Кер и Антуан Киршер исполнят партии Ромео и Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, сообщили в пресс-службе «сезонов».
Читать дальше
Жереми-Лу Кер участвует в московских «Летних балетных сезонах» второй раз. В прошлом году он блестяще исполнил главные партии в спектаклях «Щелкунчик» и «Дон Кихот».

«Для меня большая радость и честь танцевать для российской публики. Она по-хорошему ненасытна, любит балет и требует от тебя полного включения, полной отдачи. Конечно, выступать перед таким искушенным зрителем — очень ответственно», — сказал в интервью РИА Новости артист.

По словам танцовщика, ему нравится, что «Летние балетные сезоны» дают зрителям возможность увидеть много классических балетных постановок в исполнении разных трупп.

«Я не знаю других стран, где это было бы столь доступно. Для москвичей и гостей столицы такой фестиваль, кстати, он самый продолжительный из тех, в которых я участвовал, — настоящий подарок», — подчеркнул артист.

Жереми-Лу Кер исполнит партию Ромео в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

«Ромео — одна из самых потрясающих ролей, которую мечтает исполнить, наверное, каждый танцовщик. Обычно в классических постановках драматическая часть отдана героине, но в таких балетах, как «Ромео и Джульетта» именно герой несет ответственность за развитие сюжета, «двигает» действие и его игра очень существенна. Признаюсь, я люблю играть чуть больше, чем танцевать, поэтому роль Ромео — просто мечта для меня», — сказал артист.

Вслед за французами, участниками «Летних балетных сезонов» в Москве станут итальянцы. Балетная труппа Compagnia Nazionale представит 2 августа современное прочтение знаменитого «Лебединого озера», а 3 августа — балет «От танго до болеро».

ОТР
В ближайшие два месяца на сцене Российского молодёжного театра каждый день можно будет увидеть классические произведения в исполнении российских и зарубежных артистов.
Читать дальше
В этом году в Летних балетных сезонах участвуют артисты шести театров из России, Италии и Франции. Зрители увидят не только классический балет, но и постановки с элементами современной хореографии.

Летние сезоны в РАМТе проходят 17-й год подряд. Они традиционно открылись балетом Чайковского «Лебединое озеро». Его исполнили артисты Воронежского театра оперы и балета.

Марта Луцко, ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета:»Мы в Воронеже, это в Москве. Это много для нас значит, чтобы станцевать в Москве».

Труппа привезла в Москву семь спектаклей. В их числе Каменный цветок Сергея Прокофьева, который нечасто можно увидеть в столице.

Кирилл Рыбкин, директор «Летних балетных сезонов»: «Стараемся привезти региональные коллективы, чтобы зрители Москвы и, там, Санкт-Петербурга, видели, что балет существует не только в Москве и Санкт-Петербурге, а есть и в других региональных театрах, и очень хорошего уровня».

В июле вместе с российскими артистами на сцену выйдут солисты парижской оперы. Они исполнят заглавные партии в балете «Ромео и Джульетта». А в августе труппа из Италии покажет современное прочтение «Лебединого озера» — балет с элементами джаз-модерна. И все же преобладать будут классические постановки : «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Жизель» и «Дон Кихот». Все спектакли пройдут в сопровождении оркестра.
Летние балетные сезоны продлятся до 29 августа. За это время зрители смогут увидеть 62 спектакля.

ОТР, 2.07.17

Телеканал Культура
От «Лебединого озера» — к танго и болеро. Отработав накануне балет Чайковского, итальянская труппа Compagnia Nazionale обратилась к итальянским серенадам, аргентинскому танго и испанскому болеро.
Читать дальше
На музыку Равеля, Пьяццоллы, Вивальди и Рахманинова хореограф Луиджи Мартелетта поставил истории о любви и дружбе, о ревности и предательстве. Подробности у Елены Ворошиловой.

«Болеро» Равеля не первый раз танцуют на столе. В знаменитой версии Бежара стол круглый — Луиджи Мартеллетта предпочел прямоугольный. На этой крошечной площадке одиннадцать человек стараются держать ритм.

«Танцевать сложно, потому что стол скользкий. Это не линолеум, боишься поскользнуться и потерять равновесие», — объяснил солист Compagnia Nazionale Карло Пачиэнца .

Карло Пачиэнца и Мариякира Грассо еще раз репетируют движения, которые, казалось бы, знают наизусть, но не всегда получается делать синхронно. «Одиннадцать человек танцуют на столе. Если кто-то ошибся, сразу видно. И это сбивает всех», — рассказала солистка Compagnia Nazionale Мариякиара Грассо.

«Болеро», написанное Равелем в 1928 году для Иды Рубинштейн, длится пятнадцать минут. Повторение ритмической темы действует магически. Но Мартеллетта магии предпочел реальность таверны.

«В моей постановке действие происходит в таверне, когда люди собираются за столом выпить, пообщаться, на этой волне возникает танец, объединяющий их всех», — отметил худрук Compagnia Nazionale Луиджи Мартеллетт .

Сам Луиджи Мартеллетта все время в движении. Только что репетировал и уже бежит в рубку. Весь спектакль он за звуковым пультом.

«В этом спектакле я показал разные направления, которые мне интересны в танце. Модерн, когда все динамично, контемпорари, где много свободных движений. И, конечно, танго — резкое, провокационное», — говорит Луиджи Мартеллетта .

Несовершенство техники итальянцы компенсируют страстностью. Ускользающее равновесие — динамикой. Все это не скрывает погрешностей. Но российская публика великодушна. К тому же, ритмы танго, действуют на зал безотказно.

Новости культуры, 04.08.2017 | 10:07

Первый канал
Знаменитое па-де-де черного лебедя в исполнении Марко и Сары. Труппа «Компанья Националь» привезла в столицу постановку самого русского балета – «Лебединое озеро». Но… с настоящими итальянскими страстями.
Читать дальше
Знаменитое па-де-де черного лебедя в исполнении Марко и Сары. Труппа «Компанья Националь» привезла в столицу постановку самого русского балета – «Лебединое озеро». Но… с настоящими итальянскими страстями.

На прогоне в Российском академическом молодежном театре артисты пока без костюмов. Да и танцуют, как говорят в мире балета, в полноги. Берегут силы перед вечерним спектаклем.

Хореограф Луиджи Мартеллетта предложил новое прочтение великого балета Чайковского: «Основа — все равно классика, но Моя хореография легче, я убрал тяжелые фрагменты, отказался от пантомимы и манеры. Так мы добавили балету скорости и освободили место для танца».

Персонажей стало гораздо меньше – вместо 80 артистов всего 11. Совершенно не узнать танец маленьких лебедей. Неожиданная игра с платком в испанском танце. Но главное — счастливого финала не будет.

Второй спектакль итальянской труппы тоже о чувствах. Хореограф назвал это пластическими историями о любви, ревности, предательстве – обо всем, что каждый испытал хотя бы однажды. Балет «От танго до болеро» покажут только один раз в рамках летних балетных сезонов на сцене РАМТа.

Телеканал Культура
В афише «Летних балетных сезонов» — неоклассическая версия «Лебединого озера». Ее показала итальянская труппа «Компания Национале», которой руководит Луиджи Мартелетта.
Читать дальше
Хореограф давно мечтал поставить этот балет Чайковского, но к классике относится без пиетета. Похоже, его «Лебединое озеро» в Москве будут вспоминать долго. Репортаж Елены Ворошиловой.

Харизма и страсть — главные козыри этого неистового итальянца. Своих танцовщиков обожает. Они ему платят тем же. Компания, в которой Луиджи Мартеллетта вначале ставил, а последние 11 лет руководит — интернациональная.

Луиджи много лет танцевал классику в Римской опере. Работал с Большим и Кировским театрами. Но взялся сам за постановки, начал беспощадно разрушать каноны. «Лебединое озеро» сократил наполовину. Отказался от классического танца в пользу модерна.

«В моих балетах главное техника, скорость, виртуозность и ритм. Поэтому я убрал всю пантомиму. Бесполезных, с моей точки зрения, персонажей и лишние сцены», — рассказал худрук Луиджи Мартеллетта.

«Лебединое озеро» Мартеллетта поставил с одиннадцатью танцовщиками. В классической версии одних только лебедей — 32. Но это не смутило авантюрного итальянца. Пространство освободил от громоздких декораций. Избавился от перьев и пачек, камзолов и платьев в пол. Задал сумасшедший темп.

Вместо томных девушек-лебедей — птицы, которые могут постоять за себя. Танец маленьких лебедей тому доказательство.

Сара Лоро — солистка Римской оперы, танцевала три версии «Лебединого». Но в партии Одэтты-Одиллии — впервые. И сразу испытание, которое обрушил на нее Мартеллетта. «Здесь много сильных страстей. Эта хореография построена на миксе человеческой сексуальности и лебединой пластики», — объяснила солистка балета Римского оперного театра Сара Лоро.

Старые истории надо рассказывать по-новому, считает Мартеллетта. Сменились поколения, наступило другое время, где главное — драйв и ритм.

«В классической версии отношения героев более сдержанны, а здесь более горячие, чувственные, выразительные», — отметил солист балета Римской Оперного театра Марко Маранджио.

Московская публика это «Лебединое» оценила по-разному:

— Это очень необычная постановка.

— Мы не привыкли к такому стилю модерна.

Труппа покажет еще один спектакль «От танго до болеро». И это уже будет не игра в классику, а итальянская версия самых зажигательных танцев мира.

Новости Культуры, 03.08.2017 | 09:47

«Летние балетные сезоны» продолжаются в РАМТе. В зале не было свободных мест — на сцене выступали солисты Национальной парижской оперы Opera Garnier с постановкой «Ромео и Джульетты». «Сезоны» продлятся до 29 августа.

Фото: Михаил Свешников

Телеканал Культура
Лето — время гастролей и отпусков, но только не для трупп – участников «Летних балетных сезонов». В Москве они проходят 17-й раз. И традиционно на сцене Российского молодежного театра. Театр классического балета Art –Da представил «Ромео и Джульетту» в хореографии Леонида Лавровского. Вместе с российскими — в спектакле работали танцовщики Опера Гарнье. Репортаж Елены Ворошиловой.
Читать дальше
В этом костюме Валентин Грищенко совсем не похож на худрука . Но именно он в 2005 создал Арт-Да. Теперь руководит, танцует – и все на бегу. На Летних сезонах Арт-Да впервые. И сразу с масштабным драматическим балетом. «Ромео и Джульетта» Лавровского – хит советской эпохи с легендарной Улановой. Алевтина Касаткина, солистка театра Наталии Сац, официально в отпуске. Но от роли Джульетты отказаться не смогла.

«Это такая классика, танцевали великие артисты Большого и Мариинского театров. Потрясающе, что можно коснуться именно этой хореографии», — признается солистка детского музыкального театра Наталии Сац Алевтина Касаткина.

Арт-Да по театральным меркам – компания маленькая. Чтобы выжить, зиму и осень гастролируют по Европе. Но репертуар, как в настоящем театре. На фестиваль в Москву привезли солиста Опера Гарнье Жереми-Лу Кер. Пылкий Ромео намерен покорить столицу русского балета, в которой бывал уже не раз.

«Я чувствую себя замечательно, танцую с удовольствием», — говорит солист Опера Гарнье Жереми-Лу Кер.

С удовольствием танцует не только Жереми, но и его друг Антуан Киршер – у него премьера. Партию Меркуцио учил в Париже по записям. Одна репетиция — и Антуан готов сразиться с Тибальтом.

«Я нахожу много сходства между Меркуцио и собой. Я тоже люблю шутить, подкалывать окружающих. К тому же Меркуцио — лучший друг Ромео, и я танцую со своим лучшим другом Жереми», — рассказывает солист Опера Гарнье Антуан Киршер.

Зал в этот вечер полон, опровергая версию, что лето — мертвый сезон. Арт–Да покажет Золушку и передаст эстафету итальянцам, которые обещают новомодное «Лебединое озеро», танго и болеро.

Новости культуры, 29.07.17

Россия сегодня
МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. В Москве в первый июльский день стартуют ХVII «Летние балетные сезоны», в рамках которых будет представлено 62 спектакля — в основном, балетная классика; по традиции открывает сезоны главный русский балет «Лебединое озеро» в исполнении артистов Воронежского театра оперы и балета.
Читать дальше
«Летние балетные сезоны» продлятся с 1 июля по 29 августа. Спектакли пройдут на сцене московского Российского молодежного театра, сообщили в пресс-службе фестиваля.

«В этом году в числе участников «Сезонов» и наши постоянные друзья, и новички, впервые выступающие в рамках этого проекта, — сказал РИА Новости исполнительный директор проекта Кирилл Рыбкин. — Дебютантом «Летних балетных сезонов» станет Воронежский театр оперы и балета, которому оказана честь открыть программу балетом «Лебединое озеро».

По словам Рыбкина, этот театр более 20 лет не был в Москве и «Сезоны» дают шанс воронежцам показать восемь своих работ, в числе которых » Золушка», «Щелкунчик», «Каменный цветок», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и другие. Спектакли этого театра можно будет посмотреть с 1 по 12 июля.

«Изначально в «Сезонах» мы представляли только балетную классику, — сказал директор. — А в этом году мы привозим итальянский театр Compagnia Nazionale под руководством Луиджи Мартеллетты, который покажет работы современной хореографии. Итальянцы представят современную версию «Лебединого озера» и балет «От танго до болеро».

Рыбкин отметил, что «Летние московские сезоны» полюбили молодые солисты Парижской оперы, которые вновь выступят в Москве: Жереми Лу Кер и Роксан Стоянов исполнят заглавные партии, а Антуан Киршер — роль Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Также москвичи и гости столицы вновь смогут посмотреть спектакли Театра классической хореографии Элика Меликова и Русского классического балета Оксаны Усачевой.

«Изначально «Летние балетные сезоны» создавались для иностранных туристов, которые приезжают в Москву летом, когда театрально-концертный сезон закрыт, — сказал Рыбкин. — Но «Сезоны», как оказалось, пользуются и большим вниманием москвичей, которые с большим интересом знакомятся с творчеством не только зарубежных, но и региональных театров, представляющих спектакли высокого художественного уровня».

Директор отметил, что билеты на спектакли «Сезонов» вполне доступные — их стоимость от 200 рублей до 3 тысяч. За 16 лет существования «Летних балетных сезонов» их посетили 600 тысяч человек.

РИА Новости, 1.07.17

Журнал Eclectic
Об итогах «Летних балетных сезонов», планах и перспективах, а также о специфике российского балетного «экспорта» — эксклюзивное интервью Аллы Немодрук журналу ECLECTIC. Алла Немодрук — генеральный директор агентства КонсАрта, занимающегося гастрольной и продюсерской деятельностью, именно ей принадлежит идея «Сезонов».

Радио «Москва-24»
«Зачем нам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик»? На этот вопрос нам ответили организаторы Летних балетных сезонов.»

Кирилл Рыбкин, директор Летних Балетных Сезонов, и Элик Меликов, художественный руководитель театра балета классической хореографии в эфире на радио «Москва-24».

Независимая газета
В рамках «Летних балетных сезонов» в Москве прошли гастроли солистов Гранд Опера Элоиз Бурдон и Жереми-Лу Кера: французские танцовщики исполнили главные партии в спектаклях «Дон Кихот» и «Щелкунчик».
Читать дальше
Вместе с ними на сцене Российского Академического Молодежного театра выступили артисты труппы балета классической хореографии «La Classique», театра «Русский классический балет» и оркестр «Летних балетных сезонов» под управлением Ярослава Ткаленко.

Для удобства гастролеров балетмейстеры-репетиторы российских трупп решились на постановочный микст: артисты кордебалета исполняли свои партии в привычной для них хореографии Петипа (в «Дон Кихоте» в редакции Сержа Мангета), а ведущие солисты — в редакции Рудольфа Нуриева. Учитывая то, что оба балетмейстера – и Мангет, и Нуриев — принадлежали к русской школе танца, такой синтез выглядел вполне органичным и стилистически единым. Порадовали атмосферные декорации Евгения Гуренко (внушительных размеров корабль в севильском порту, ветряные мельницы в дикой местности, растущая елка в комнате Маши), яркие, но без излишней вычурности костюмы Марины Соколовой и Эрика Меликова (строгие трико у юношей и средней длины тюники у девушек не сковывали движения артистов и не отвлекали от танца).

Однако главным подарком публике стало участие в постановке солистов Опера Гарнье. Элоиз Бурдон статус балерины-девочки (небольшой рост, тонкие линии, очаровательная улыбка) помог слиться с ролью боевой, задорной Китри и мечтательной, романтичной Маши. И то, как танцовщица видит своих героинь — тоже весьма любопытно. В обе партии солистка привнесла характерный парижский акцент: женские персонажи Бурдон напоминают изысканных барышень с Елисейских полей. Как и подобает истинным француженкам, они не тоскуют о прошлом и не тревожатся о будущем. А просто живут сегодняшним днем, наслаждаясь каждым его моментом. В «Дон Кихоте» Китри-Бурдон кокетничает с Гамашем, с любопытством поглядывает на Дон Кихота, ластится к отцу и лишь в последнем па де де подает руку Базилю, соглашаясь на брак. Стремление героев жить настоящим ощущалось и в «Щелкунчике»: с окончанием новогодней ночи Маша не сожалеет об исчезнувших чудесах и утрате сказочного принца. «Новый день – новый принц» — таков ее финальный посыл залу.

Помимо французского отношения к жизни, оба солиста продемонстрировали виртуозную французскую школу танца. Бальзам на душу балетоманов пролили две вариации Китри в первом акте «Дон Кихота» и вариация Маши в «Щелкунчике», исполненные Бурдон с филигранной точностью. Жереми-Лу Кер в совершенстве освоил непринужденно-игровую манеру нуриевских дуэтов: в «Дон Кихоте» танцовщики вылетают на сцену в стремительном гранд жете, партнер, удерживая балерину одной рукой, фиксирует ее в эффектной верхней поддержке и замирает на несколько секунд, провоцируя публику на восторженные «браво» и благодарные аплодисменты.

Можно пожалеть лишь о том, что в общей сложности солисты пробыли на сцене не более получаса: в редакциях обоих балетов львиную долю времени занимают массовые сцены — танцы женихов, подружек, цыган, цветов, сластей и прочих. Их геометрически сложные построения и прихотливый пластический рисунок требуют слаженного, хорошо обученного кордебалета. Нынешний опыт показал, что отсутствие такового отнюдь не идет на пользу постановке. Российским танцовщикам, выступившим с гастролерами из Парижа, как минимум не хватило синхронности исполнения: разрыв между артистами Гранд Опера и остальными оказался слишком велик.

После окончания гастролей корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с Элоиз Бурдон и Жереми Лу-Кером.

–Элоиз, для вас и Жереми-Лу «Летние балетные сезоны» – уже не первый визит в Россию. В 2013 году вы в составе артистов труппы Гранд Опера гастролировали в Большом театре, в 2014-м – Жереми-Лу выступал в гала-концерте в Мариинском театре, а в апреле этого года вы участвовали в XVIМеждународном фестивале балета «Мариинский». Нравится ли вам танцевать на русской сцене?

Каждый раз я очень рада предложению приехать в Россию. Особенно летом, когда на улице тепло. Нас здесь хорошо принимают, всегда помогают с костюмами и с классом для репетиций. Мне нравится работать с российскими труппами. Для нас с Жереми-Лу Россия – это совершенно другая культура, другая школа танца.

–В Гранд Опера очень разнообразный балетный репертуар. Вы и Жереми-Лу заняты в классических постановках, исполняете неоклассические спектакли, современную хореографию. Чтодля каждого из вас предпочтительнее, интереснее?

Элоиз: По ощущениям все это очень разные вещи. Я думаю, сила нашей труппы в том, что мы можем исполнять и классические спектакли, и неоклассику, и современную хореографию. Я танцевала больше классических партий, но мне интересно осваивать разные хореографические стили.

Жереми-Лу: Я очень люблю исполнять современную хореографию – балеты Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Анны Терезы де Кеерсмакер, Бенжамена Мильпье, Саши Вальц. Если говорить о классических спектаклях, в Гранд Опера я танцевал только одну большую сольную партию – в «Пахите» Пьера Лакотта. Поэтому предложение выйти на сцену в роли Базиля и принца Щелкунчика cтало для меня большим вызовом.

–Есть ли у вас кумиры среди танцовщиков? С кем бы хотели станцевать на одной сцене?

Элоиз: В разных труппах есть очень много прекрасных танцовщиков, мне нравится открывать для себя новых артистов. Но одно дело, восхищаться какими-то исполнителями, а другое – работать с ними. В любой момент могут возникнуть трудности, профессиональные и личные столкновения. В каждой балетной паре отношения складываются по-разному. Но бывает и так, что все быстро срастается. В апреле в Мариинском театре я танцевала «Лебединое озеро» с Тимуром Аскеровым, он был для меня потрясающим партнером.

Жереми-Лу: Я бы хотел выйти на сцену с Марианелой Нуньес или с Дианой Вишневой.

–Расскажите о вашем дуэте.

Элоиз: Мы уже несколько лет танцуем в одной труппе. Я счастлива, что у меня есть такой партнер как Жереми-Лу. Когда я выступаю с ним, то буквально проживаю свою партию, испытываю невероятные эмоции. Это неудивительно, потому что мы и в жизни пара. Я уже говорила, что в каждом дуэте отношения складываются по-своему. У нас все идет гладко, и это чудесно.

–Недавно стало известно, что в Гранд Опера сменилось руководство: вместо Бенжамена Мильпье пост директора балетной труппы займет в прошлом звезда Орели Дюпон. Какие перемены в связи с этим ожидаются в театре?

Элоиз: Орели вступит в новую должность уже в сентябре и, конечно, с ее приходом в балетном репертуаре Гранд Опера произойдут значительные изменения.

Жереми-Лу: Мильпье привнес в наш театр очень много современной хореографии, балетов американских и канадских мастеров. Орели Дюпон основой репертуара вновь сделает классические спектакли, вернется к наследию великих европейских хореографов.

–У вас остается время на что-то, кроме балета?

Жереми-Лу: Разумеется. Я и Элоиз проводим достаточно времени вне сцены. Мы только что купили квартиру и сейчас едем отдыхать. В нашей жизни много планов, не связанных с балетом.

PP/Культура
По уже сложившейся традиции, в «Летних балетных сезонах» примут участие солисты парижской «Опера Гарнье» (современное название Grand Opéra). На этот раз в Москву приедут молодые, но уже известные солисты Элоиз Бурдон и Кер Жереми-Лу. Французская пара выступит на сцене Российского академического молодежного театра в двух спектаклях — «Дон Кихот» (19 июля) и «Щелкунчик» (21 июля), исполнив в них ведущие балетные партии.
Читать дальше
Элоиз Бурдон (Héloïse Bourdon) родилась в Париже. С 2000 по 2007 год училась в Балетной школе Парижской оперы. В 2007 году принята в кордебалет Парижской оперы, в 2009-м переведена в корифеи, в 2010-м стала солисткой. Лауреат премии Prix du Cercle Carpeaux (2010) и Prix du public, присуждаемой Ассоциацией Парижской оперы (2011) .

В репертуаре — классические балетные партии в постановках Рудольфа Нуреева «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», сольные партии в балетах Джорджа Баланчина «Тема с вариациями», «Агон», «Серенада», «Хрустальный дворец» («Симфония до мажор»), в «Этюдах» Харальда Ландера, в балетах «Гольдберг-вариации» и «Танцы на вечеринке» Джерома Роббинса, «Щелкунчик» Рудольфа Нуреева, «Третья симфония Густава Малера» Джона Ноймайера, «Ручей» Жана Гийома Барта. А также партии в спектаклях «Сюита в белом» Сержа Лифаря, «Онегин» Джона Крэнко, ARTIFACT SUITE Уильяма Форсайта, «Анатомия чувств» Уэйна МакГрегора.

Гастролировала в Китае, Японии, Австралии, Швейцарии, России, США и Канаде. В качестве солистки, принимала участие в гала-концертах в различных городах Франции и Германии.

В 2015 году исполнила партию Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» в Японии (ARIMABallet, Токио-Киото). В 2016 году, в рамках XVI международного фестиваля балета «Мариинский» в Санкт-Петербурге, исполнила партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро».

Кер Жереми-Лу (QuerJérémy-Loup) окончил Балетную школу Парижской оперы в 2011 году. С 2011 года — танцовщик Парижской оперы, с 2012 — корифей. Лауреат третьей премии и бронзовой медали на Международном конкурсе артистов балета в Варне (2014). С 2016 — солист Парижской оперы.

Исполняет классические партии в постановках Рудольфа Нуреева «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и «Золушка», в балетах «Пахита» и «Сильфида» Пьера Лакотта, «Ручей» Жана Гийома Барта, «Серенада» и «Блудный сын» Джорджа Баланчина. А также в спектаклях «Жар-птица» Мориса Бежара, «Дафнис и Хлоя» Бенжамена Мильпье, «Принцесса Луны» Иржи Килиана и др.

С труппой Парижской оперы гастролировал в Японии, США (в том числе в рамках Jacob'sPillowFestival) и России.

В 2015 году исполнил партию Тристана в премьерной постановке режиссера Джорджио Манчини «Тристан и Изольда» на сцене Флорентийской оперы.

Проект «Летние балетные сезоны» продлится на сцене РАМТа до 28 августа. Сайт: www.ballet-letom.ru

Журнал Eclectic
На сцене РАМТа балетом П. И. Чайковского Лебединое озеро в исполнении одного из ведущих коллективов марийского театра оперы и балета открылись Летние балетные сезоны - 2016

Корреспондент ECLECTIC побывал на спектакле и узнал, что нового ожидает зрителей в этом году, почему художественный руководитель Марийского театра оперы и балета — приверженец классического балета, есть ли голубая мечта у исполнительницы Одетты-Одиллии и увлекался ли театром Злой гений.

Россия сегодня
Cолистка Парижской оперым, которая выступит в Москве в рамках «Летних балетных сезонов» вместе с Жереми-Лу Кером 19 и 21 июля, в интервью РИА Новости рассказала о своих выступлениях в России, о предпочтениях в балете, о необходимости владения классикой и пользе работы в современной хореографии.

Официальным информационным агентством «Летних балетных сезонов» 2016 года выступает агентство РИА Новости медиагруппы «Россия сегодня».
Читать дальше
— Это не первый ваш визит в Россию — вы танцевали на фестивале балета «Мариинский» в Санкт-Петербурге в апреле 2016 года.

— На самом деле, к моему большому удовольствию, я уже третий раз приехала танцевать в Россию. В первый раз это было в Москве, в Большом театре, во время турне Парижской оперы в 2013 году с балетом «Пахита». Именно тогда я встретилась впервые с Жереми-Лу Кером, который будет моим партнером на «Летних балетных сезонах».
Я с большим уважением отношусь к российской публике и восхищаюсь российскими танцовщиками, с которыми мне довелось работать. Впервые я встретилась с ними в Париже, где танцевала партию Гамзати в «Баядерке» в постановке Рудольфа Нуреева, а ведущие партии Никии и Солора исполняли солисты Мариинского театра Кристина Шапран и Кимин Ким. Это был уникальный и очень содержательный опыт, а спектакль стал важным событием сезона 2015-16 в Парижской опере.

Именно в это время я познакомилась с господином Фатеевым (и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра — ред.), который оказал мне честь, пригласив в Мариинский театр танцевать сольную партию в балете «Лебединое озеро». Я не знаю, как отблагодарить его за столь редкий жест. Ведь партия в «Лебедином» — это не просто подарок, а грандиозное предложение. Эта страничка в моей карьере навсегда останется незабываемой, в том числе работа с такими великолепными танцорами, как Тимур Аскеров и Константин Зайцев, которые меня поистине потрясли своим благородством на сцене и вниманием ко мне как к партнерше.

Я так же с волнением вспоминаю о несравненном дирижере Гавриэле Гейне, который с такой чуткостью руководил оркестром, что каждое наше сценическое па выполнялось будто бы по волшебству. Мастерство Гейне помогло мне по-особому прочувствовать музыку Чайковского и, как мне показалось, оказывало на публику почти гипнотическое воздействие. Это очень редкая и незабываемая гармония.

— Вы заняты в главных партиях практически всех знаменитых спектаклей балетной классики, а также танцуете в балетах ведущих современных хореографов. Что для вас в приоритете — классика или современная хореография? Что важнее, интереснее?

— В течение последних пяти лет я исполнила практически все ведущие партии балетного репертуара Парижской оперы. Когда мне исполнилось 20 лет, Брижит Лефевр (директор балета Парижской Оперы в 1995-2014 годах — ред.) впервые предоставила мне возможность стать солисткой, предложив станцевать партию Никии в «Баядерке». Это потрясающая работа дала мне своего рода крылья для уверенности, для понимания своего потенциала, выносливости, стиля.
Настоящим открытием стала и работа Бенжамена Мильпье с молодыми танцовщиками, которым он поручал сольные партии и позволял по-настоящему раскрыться (Мильпье возглавлял балет Парижской оперы с октября 2014 по февраль 2016 года — ред.). Для труппы это был огромный опыт, который стимулировал каждого из нас. Благодаря ему у меня появилась возможность станцевать в «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Жизели», а также в одноактных балетах «Этюды» Харальда Ландера, «Тема с вариациями » Джорджа Баланчина.

С современными постановками мне посчастливилось меньше, но я танцевала в балетах Уэйна МакГрегора, Уильяма Форсайта, а также участвовала в постановке великого канадского хореографа Эдуарда Лока, которого я обожаю. Недавно я прошла просмотр у Иржи Килиана для его новой работы, которая состоится осенью. Это совершенно другое направление, и мне уже не удастся танцевать «Лебединое» в Париже на следующий год, если Килиан выберет меня. Надеюсь, что так и будет: мне бы хотелось поработать с ним.

Отвечая на ваш вопрос о приоритетах, попробую объяснить, почему я предпочитаю классический балет. Великие балетные постановки требуют колоссальной физической работы и перфекционизма. Поиск в классическом танце — это работа над своим внутренним миром, она занимает много времени и заставляет постоянно думать.

А современный танец позволяет лучше понять свое тело. Работа с современным хореографом полезна своей непосредственностью, неожиданными импульсами, импровизацией. Я уверена, что хорошее классическое образование не повредит современным постановкам. Я вспоминаю о Пине Бауш, которая для меня является самим совершенством.
Существует еще и свобода самовыражения, которая присуща только современному балету. А в классическом — свобода кроется в поисках внутри персонажа. Я пыталась через Гамзати, Никию, Одетту и Мирту быть свободной, но в рамках роли, ее значения и места в спектакле. Это очень трудно, но упоительно.

— В Москве в рамках «Летних балетных сезонов» вы со своим партнером выступите в сольных партиях балетов «Дон Кихот» и «Щелкунчик». На сцене Парижской оперы вы танцуете их в версии Нуреева. Знакомы ли вы с балетом «Щелкунчик» в редакции Петипа? В чем отличия и особенности нуреевской версии?

— Я знакома с версией Петипа, которую мы и будем танцевать в Москве. Темпы в ней быстрее, чем в редакции Нуреева. А па-де-де и вариации в этом балете мы танцуем в нуреевской версии, которую отрабатывали вместе с партнером. Когда я танцевала «Лебединое озеро» в Мариинском театре, то брала версию Сергеева, чтобы быть ближе к русской душе (премьера балета в постановке Константина Сергеева состоялась в 1950 году в Кировском, ныне Мариинском театре — ред.), потому что знаю, что этот балет несет в себе что-то особенное для русского зрителя, отзывается в сердце каждого из них. «Дон Кихот» и «Щелкунчик» легче для восприятия и не требуют такого соблюдения традиций, как «Лебединое», особенно если речь идет о постановке в Мариинке.

— Репертуар Опера Гарнье показывает, что публика в основном предпочитает классику. По вашему мнению, это всегда будет так или через какое-то время классические балеты уступят место современным?

— Публика становится другой во всем мире, и господин Мильпье попытался изменить привычки публики Опера Гарнье. У современного балета есть свой зритель, в том числе и в Парижской опере. Кроме того, в Париже есть и другие площадки для экспериментов в хореографии. Кстати, современные спектакли получили широкий резонанс, например постановки Жерома Беля в этом году были отмечены как личный вклад в работу Парижской оперы.
Но так сложилось, что публика любит классику и верна Опера Гарнье, это правда. При этом никто не будет против изменений, если они сделаны с изяществом и имеют своей целью познакомить публику с новой формой выражения, а не просто провоцировать. Зритель, по-настоящему любящий классику, не будет против современных постановок, если работа выполнена творчески и на высоком профессиональном уровне. Я считаю, что французская публика открыта к новому в разных областях искусства, будь то живопись, музыка, архитектура, театр.

— Как вы считаете, можно ли танцовщикам без знания классики овладевать новыми хореографическими стилями?

— Трудно дать на этот вопрос один-единственный ответ, который был бы универсальным для всех танцовщиков. Каждый исполнитель обладает своей собственной восприимчивостью, которая свойственна только ему одному. Я считаю, что хорошая классическая база не может нанести вред развитию артиста, который начинает заниматься современным балетом. Многие хореографы приходят в современный танец из классической школы.
Классическая школа может стать определенной ступенью на пути к современной хореографии, к освоению определенных стилей и форм выразительности, но она ни в коем случае не является целью и обязательной предпосылкой для этого.

— Знакомы ли вы со спектаклями российских театров — Большого, Мариинского?

— Да, я знакома с репертуаром Большого и Мариинского театров, потому что очень люблю свою работу и слежу с большим любопытством за тем, что происходит в сфере балета по всему миру. Мы в Париже хорошо осведомлены через СМИ, прессу и социальные сети об основных событиях в мире танца, будь то в США, Японии, Великобритании, Германии, России… Благодаря новым медиа события в балете приобретают международные масштабы, которые до сегодня были свойственны лишь популярным видам спорта. У меня есть своя страничка в социальной сети, при помощи которой можно следить за новостями. Я довольно пристально слежу за тем, что происходит в Большом и Мариинском, а также за выступлениями отдельных танцовщиков. Хотела бы отметить превосходное обновление балета «Спартак» в редакции Леонида Якобсона в Мариинском театре, а также публикацию книги Соломона Волкова «Новая история Большого театра». Мне также известно о том, что 24 июня в Большом состоялась премьера постановки Вячеслава Самодурова — его новая версия «Ундины» Ханса-Вернера Хенсе. Я слышала о том, что Антон Овчаренко исполнил главную роль в фильме о Рудольфе Нурееве «Танец к свободе», что Михайловский театр стал одной из самых привлекательных сцен России и что балерина Светлана Захарова представит свое новое шоу Amore.

— Знакомы ли вы с творчеством российских хореографов? Возможно, вы даже работали с кем-то из них?

— Мне еще не довелось работать с русскими хореографами. Но я мечтаю о такой возможности, и кто знает, может быть это перерастет в новую постановку для «Летних сезонов»… Единственный пример, который я могу привести в этой связи, — мое знакомство с господином Фатеевым. Его доверие стало для меня большим подарком. Это большое счастье — возможность танцевать на легендарной сцене Мариинки, которая помнит Вацлава Нижинского, великую Анну Павлову, таких блистательных нынешних солисток, как Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

— Насколько интересно для вас участвовать в «Летних балетных сезонах» в Москве? Балеты «Дон Кихот» и «Щелкунчик», в которых вы выступите в Москве, это был ваш выбор или предложение приглашающей стороны?

— Приглашение выступить именно в этих спектаклях пришло из Москвы и сразу привлекло нас с Жереми —Лу Кером. Для нас это будет первая возможность станцевать в этих балетах вместе. Мы хорошо знаем эти партии, но наш сценический дуэт зародился совсем недавно — всего месяц тому назад. Хореограф Себастьян Берто пригласил нас в свою современную постановку «Молва кораблекрушений», оригинальность которой заключается в том, что танец исполняется среди публики в зрительском фойе Опера Гарнье. Это было наше первое выступление, от которого мы получили большое удовольствие. И мы особенно рады тому, что наш дуэт пригласили в Москву. Надеюсь, что российская публика нас примет.

Каждый год во время отпуска я участвую в культурных мероприятиях в разных странах мира. В прошлом году я танцевала в Японии в балете «Ромео и Джульетта», который был поставлен балетмейстером Фабрисом Буржуа специально для звезды Парижской оперы Карла Пакетта и для меня. Возможность танцевать с выдающимися партнерами, которые заставляют меня мечтать на сцене, влияет на мой выбор. Летом будущего года я планирую выступать для детей, лечащихся в парижских больницах, с моим другом, аккордеонистом Мишелем Гласко. Он будет мне аккомпанировать, исполняя мелодии известных оперных арий. Я уверена, что это будет интересный опыт, который позволит мне сосредоточиться на истинных ценностях искусства. Именно это, на мой взгляд, должно мотивировать артиста.

Contralto People
Фото-репортаж журнала Contralto People с репетиции балета «Дон Кихот», проходившего на Летних Балетных Сезонах 1-го июля в исполнении Марийского театра оперы и балета.

Уникальная возможность попасть за кулисы и понаблюдать за процессом подготовки к спектаклю.

Радио «Комсомольская правда»
Худрук Марийского театра оперы и балета, заслуженный артист России Константин Иванов пришел в гости на Радио «Комсомольская правда» [аудио].

Столичный фестиваль «Летние балетные сезоны» открылся постановкой «Лебединое озеро» в исполнении артистов театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. Еще в прошлом году молодые исполнители покорили московскую публику своим искусством. Как готовились к выступлению на «большой сцене» в сюжете нашей съемочной группы.
Эфир от 30 июня 2016 г.

Э Вести
28 июня 2016 года открылась программа Летних балетных сезонов в РАМТе, и открыл её один из лучших балетных коллективов страны – Марийский театр оперы и балета – «Лебединым озером». Молодые исполнители покорили публику своим искусством, увлечённостью и свежестью, что было непросто учитывая широкую известность произведения.
Читать дальше
Художественный руководитель театра – Заслуженный артист России Константин Анатольевич Иванов, знаком московской публике как ведущий солист балета Большого театра России. Он танцевал в партнёрстве с Ниной Ананиашвили, Надеждой Грачева, Ульяной Лопаткиной, Илзе Лиепой и другими. Исполнял партии Зигфрида в «Лебедином озере», Принца в «Щелкунчике», Дезире в «Спящей красавице» П. И.Чайковского, Альберта в «Жизели» А.Адана и др.

Артист родом из Йошкар-Олы, столицы Марий Эл, получив прекрасное образование в Москве (Московская Академия Хореографии и ГИТИС) и достигнув серьёзных высот здесь и за рубежом, вернулся на свою малую родину и в 2000 году возглавил балетную труппу Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, открыл отделение «Хореографическое искусство» Марийского Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая и возглавил региональное отделение Союза театральных деятелей России. С тех пор марийский балет стал гордостью региона и жемчужиной балета страны.

Константин Иванов подчёркивает, что он – приверженец классических традиций русского балета и видит свою задачу в их сохранении. И действительно, на сцене разворачивается живое, современное, но выполненное в привычной эстетике действо. Добро здесь светится добром и побеждает, зло упивается своим временным торжеством и сдаёт позиции. Артисты полны вдохновения.

Ольга Челпанова (Одетта-Одиллия), которая в продолжение 10 лет работает в Марийском театре, говорит об этой партии: «это моя любимая партия, я уже вжилась в нее, она мне как родная. Мне так дорог этот образ! Конечно, с каждым спектаклем ты танцуешь по-разному, потому что просыпаешься каждое утро с разным настроением…».

Марийский театр оперы и балета на Летних балетных сезонах 2016. Зигфрид

Кирилл Паршин (Ротбарт. Злой Гений) – 13 лет в театре – на вопрос, каково быть в роли зла, отвечает: «Отлично, как рыба в воде. Воплощаюсь, как маску надеваю. Отрицательные роли – это моя стихия».

Ниже мы также приводим несколько комментариев в форме интервью, которые нам дал Константин Иванов в день открытия Летних балетных сезонов:

ЭВ: Ваши исполнители, насколько я успела увидеть краешком глаза, это молодые танцоры. Могу ли я расценивать Вашу деятельность в целом и выбор репертуара Вашей труппы как вклад в поддержание русской балетной традиции, в том числе с точки зрения воспитания молодого поколения?

Константин Иванов: Это так, и я думаю, Вы как раз правильно это подметили.

Во-первых, у нас на 98% труппа состоит из учеников нашей балетной школы. Это, наверное, редкий случай, когда мы, располагаясь в провинции, не ищем спешно людей по всей стране, но готовим ребят у нас в школе. Соответственно, они воспитаны в одной эстетике. Может быть, они, как говорится, разного калибра, но они играют на сцене в едином настрое.

Также нашу труппу отличает бережное отношение и уважение, во-первых, к тому, что происходит на сцене, во-вторых, к авторам, которые поставили этот спектакль. Это для нашей труппы – основные задачи, которые мы ставим перед собой.

ЭВ: Вы много гастролируете и хотелось бы Вас спросить по поводу различия в публике: Московская, Марийская и Зарубежная.

Константин Иванов: Начнём с марийской публики. Балет для Марий Эла – это гордость, национальное достояние. На сегодняшний день наш театр находится в республике на очень уважаемом положении – нам построили новое здание, два года мы работаем в великолепных условиях.

Касательно московской публики… Сегодня здесь много иностранцев, но мне очень приятно видеть также балетную публику Москвы, в том числе тех людей, которые не могут попасть в Большой театр или Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко по доступности билетов. Они приходят сюда. И, по реакции прошлого года, мне было очень приятно видеть, насколько искренне они принимают наш труд, наши спектакли. Мы ведь стремимся к тому, чтобы они были настоящими, чтобы чувства, которые наши герои на сцене переживают, доходили до публики. Всё это у нас, слава Богу, есть.

Про заграницу говорить труднее. Европа – это одна публика, Азия – другая, Мексика – третья.

ЭВ: Мы в основном, как правило, ориентируемся на Европу.

Константин Иванов: У нас сейчас три основных партнера: Европа, Мексика и Китай. Мы выезжаем в эти страны. Мы для них – представители русского балета, и наша задача всё показать на очень высоком уровне. То есть, мы не несём себя как марийский балет, мы понимаем, что на нас смотрят как русский балет и мы представляем страну.

ЭВ: Вас безусловно встречают благожелательно?

Константин Иванов: Слава Богу. Я всегда говорю, что для нас – счастье и радость состоят в том, что, когда мы приезжаем в какую-то страну один раз, мы тотчас становимся постоянными партнерами и уже десятилетиями ездим в те же страны и города, с теми же импрессарио. И, в той же Европе, публика приходит на наши концерты ежегодно.

ЭВ: Спасибо большое

Константин Иванов: Спасибо.

Телеканал Культура
Закрытие сезонов в ведущих столичных театрах не лишает досуга поклонников балета. На сцене Российского молодёжного театра начались Летние балетные сезоны – в этом году они проходят уже в 16-й раз.

Афиша фестиваля, который продлится до конца августа, максимально насыщена – 62 спектакля, преимущественно, классического репертуара, всегда востребованного публикой.

Телеканал Культура
За роман Булгакова взялись эстонский балетмейстер Май-Эстер Мурдмаа и российский сценограф Борис Голодницкий и превратили его в «хореографическую фантазию»