+7(495)692-0069
  • facebook
  • vk
  • instagram

Балет (от французского «ballet») всегда был и остается одним из самых удивительных и прекрасных зрелищ для публики любого возраста и достатка. Хотя от своего появления в XVI веке до наших дней балетное искусство прошло колоссальный путь совершенствования своих канонов, сегодня называемых классическими.

В 30-е годы XVIII века французская балерина Мария Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков. Это позволило ей ввести в свой танец заноски – удары одной ноги о другую в воздухе. В конце XVIII века, пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев. Это привело к изобретению пуантов: танцевальная обувь приобрела твердый носок. Конструкция пуантов, крепящая их на ноге танцовщицы с помощью розового атласа и лент, позволяла балерине достичь устойчивости на опорной ноге. Первой на пуанты встала Мария Тальони.

В Россию балет проникает и начинает распространяться при Петре I, в начале XVIII века. В 1738 году благодаря прошению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир как Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Дворянская молодежь была обязана обучаться танцам: в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной даже в Шляхетском кадетском корпусе.

Российская школа балета практически сразу стала завоевывать сердца мировой публики. Русские танцовщицы славились изяществом линий, плавностью и выразительностью движений рук, потрясающим интуитивным чувством характеров своих персонажей. Настоящими мастерами балетной музыки считаются русские композиторы, среди которых Петр Ильич Чайковский, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев. А постановки легендарных хореографов Мариуса Петипы, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, Джорджа Баланчина по сей день являются эталонам мирового хореографического искусства.

В популяризации русского балета немаловажную роль сыграли знаменитые «Русские балетные сезоны» Сергея Дягилева. Русский балет Дягилева, или Ballets russes, был основан в 1911 году. Компания, выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении двадцати сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась огромным успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.

Дягилевские «Сезоны» не только оказали большое влияние на развитие русского балета, но и способствовали возникновению моды на все русское. Так, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова, соответственно. А супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции».

Известный либреттист тех лет Жан Кокто записал свои впечатления от первых Дягилевских постановок: «Красный занавес подымается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса». Более чем два века спустя «Балетные сезоны» вновь покоряют публику! «Летние балетные сезоны» впервые состоялись в июле-августе 2001 года в Москве и сразу же привлекли внимание зрителей.

Концепция «Сезонов» — сохранение культурного наследия России — стала основой программы, которая состоит только из лучших классических балетов в исполнении известных московских коллективов. Спектакли воссоздают постановки легендарных хореографов — Мариуса Петипа, Василия Вайнонена, Асафа Мессерера и других. Именно благодаря этим спектаклям русский балет завоевал славу самого виртуозного и профессионального в мире. Жемчужины танцевальной сцены представлены на одной площадке в течение двух месяцев и доступны для любого поклонника и ценителя классического балета.

«Балет — одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном»
Илья Шевелев, писатель